По-прежнему ли частая смена работы портит имидж потенциального работника в глазах работодателя или что-то изменилось? "Российская газета" спросила экспертов.
Текучесть персонала в российских компаниях за прошедший год стала меньше. Примерно 35 процентов работодателей, принявших участие в опросе Antal Russia, рассказали, что у них этот показатель снизился. Еще 44 процента респондентов ответили: в их бизнесе уровень текучести кадров не изменился. Лишь 15 процентов опрошенных признались, что текучесть кадров в их компании стала выше.
Ситуация улучшилась по двум причинам, комментирует менеджер Antal Russia Евгения Рулева.
Во-первых, кризис показал работникам, которые в это время решились сменить работодателя, как сложно оказаться на падающем рынке труда без работы, когда практически невозможно спрогнозировать сроки и результаты поиска.
После 2015 года, оказавшись на рынке труда без "плана B" (запасного варианта на крайний случай), многие соискатели столкнулись с долгим процессом поиска работы, а некоторым в итоге пришлось снизить свои зарплатные ожидания практически в два раза, констатирует Евгения Рулева.
Это, по ее словам, сильно повлияло на отношение работников к действующим работодателям. Причем, как линейного персонала, так и ключевых менеджеров. "Фактически, люди стали больше держаться за свою работу и меньше "смотреть по сторонам", - говорит Евгения Рулева.
В прошлом году многие работодатели вернулись к планам развития своих компаний, инвестициям в новые направления и росту. Сотрудникам это придало уверенности в том, что компания стабильна и будет развиваться дальше, а значит, можно остаться и продолжать работать.
Тем не менее в некоторых отраслях текучесть кадров остается довольно внушительной. Это сельское хозяйство, финансовые услуги и лидер антирейтинга - розничная торговля. "В розничных магазинах работает большое количество персонала невысокого уровня: кассиры, продавцы-консультанты, менеджеры зала... Такая работа не подразумевает серьезного карьерного развития и многими воспринимается как временная", - отмечает Екатерина Синицина, руководитель практики Retail рекрутинговой компании Antal Russia.
Люди, занимающие такие позиции, часто меняют компанию, находя чуть более выгодные условия. Екатерина Синицина подчеркивает, что в результате текучесть кадров в магазинах иногда достигает 100-200 процентов. (Этот показатель специалисты высчитывают делением количества уволившихся сотрудников на среднесписочную численность персонала за год. - Прим. ред.).
Синицина добавляет, что нередко в магазинах подрабатывают студенты, которые уходят, как только необходимость в подработке отпадает. Это тоже влияет на статистику
Практику советского времени, когда работодатели подозрительно смотрели на часто меняющих место работников и не слишком охотно брали "бегунков" на работу, сейчас уже можно считать пережитком прошлого, утверждают эксперты.
Сейчас за жизнь человек делает в среднем пять-шесть карьер. В некоторых странах, к примеру в США, этот показатель достигает 15-17, замечает шеф-редактор портала Rabota.ru Анна Чуксеева.
"Современные реалии рынка предполагают, что профессионал, который развивается, следит за трендами в отрасли и за рынком труда и поэтому меняет работу, выбирая для себя интересные задачи. Более того, проработавшие долго на одном месте без внутренних переходов соискатели сейчас даже вызывают дополнительные вопросы у рекрутеров", - отмечает Чуксеева.
В некоторых профессиях людям вообще свойственно чаще менять работу. Это характерно для таких сфер, как пиар, маркетинг, онлайн-маркетинг, те же продажи, говорит Чуксеева. Проработав год-полтора на одном месте, представители этих профессий часто предпочитают идти дальше.
Впрочем, есть противоположные примеры. "Если мы говорим о постоянной работе для офисных сотрудников и менеджеров среднего и высшего звена, то здесь работодатели по-прежнему смотрят на стабильность соискателей", - рассказывает Синицина.
"Все также ценятся кандидаты, которые работают в одной компании несколько лет, а не "прыгают" с места на место. При этом работодатели, конечно, оценивают, не "засиделся" ли человек на одной должности, был ли у него карьерный рост в рамках одной компании и какие у него были достижения", - резюмирует Екатерина Синицина.