Супружеской паре из кузбасского города Мыски предъявлено обвинение в убийстве двух приемных сыновей, взятых на воспитание из местного дома-интерната для умственно отсталых детей.
По версии следствия, о том, что в семье, проживающей в одном из городских поселков, пропал без вести старший ребенок, стало известно в марте прошлого года. При этом приемные родители - 42-летняя предпринимательница и ее 41-летний муж - не сообщили об исчезновении сына ни в правоохранительные органы, ни в органы опеки. Проверка подтвердила, что 18-летнего юношу давно никто не видел. Оказалось, что сведений о нем нет с лета 2015 года. После проверки было возбуждено уголовное дело, по которому супруги вначале проходили в качестве свидетелей. Особого беспокойства они не проявляли, утверждая, что за сыном присматривала их 22-летняя дочь. Однако она этого не подтвердила.
- Зато было установлено, что ко всем троим приемным детям (кроме двух мальчиков, супруги воспитывали еще и девочку) в семье систематически применялось физическое насилие, часто выражалась нетерпимость к их поступкам, хотя при оформлении опеки информация о заболеваниях детей и возможных особенностях их поведения была предоставлена, - рассказала "РГ" официальный представитель Следственного управления СК РФ по региону Надежда Ананьева.
В сентябре прошлого года обнаружилось, что семья уехала из Кузбасса и распродает имущество. Задержали супругов в Краснодарском крае. На вопрос следователя, где находится еще один приемный ребенок, они заявили, что 16-летний мальчик сбежал в районе Новосибирска, и его местонахождение неизвестно. Однако следствие эту версию опровергло. А чуть позже было обнаружено тело пропавшего ребенка.
В зависимости от роли каждого супруги обвиняются в убийстве одного приемного сына и причинении тяжкого вреда здоровью другого, приведшем по неосторожности к его смерти. Учитывая несовершеннолетний возраст и социальную незащищенность детей, а также поведение опекунов, пытавшихся ввести следствие в заблуждение, суд заключил их под стражу.
В поле зрения следователей также оказались сотрудники отдела опеки и попечительства, которые в силу своих обязанностей должны были следить за условиями жизни каждого из несовершеннолетних, а также за тем, как опекуны соблюдают их права и законные интересы.
- В первый год пребывания детей в приемной семье проверки следовало проводить ежемесячно, составляя по их итогам акты, но представители органов опеки этого не делали, что могло способствовать совершению преступления, - подчеркнула Ананьева. - Потому материалы в отношении этих должностных лиц были выделены из уголовного дела. Начальнику отдела опеки и попечительства предъявлено обвинение в халатности, и она полностью признала вину. Это уголовное дело уже рассматривается в суде.