Новости

17.04.2017 23:01
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Гименей стал сюрпризом

В Петербурге открылся фестиваль камерной оперы
Театр "Санктъ-Петребургъ Опера", инициировавший год назад этот необычный фестиваль, уверенно держит высокую планку. Если в прошлом году любителей оперной музыки фестиваль удивил и порадовал редко звучащими произведениями (например, операми "Ацис и Галатея" Генделя, "Искатели жемчуга" Бизе, а также опусами Бриттена, Стравинского и Лэмпа), то в этом году изюминкой афиши стала барочная музыка.
Изюминкой афиши стала барочная музыка. Варшавская камерная опера представила оперу Генделя "Гименей". Фото: Марат Шахмаметьев / Санкт-Перербургъ Опера Изюминкой афиши стала барочная музыка. Варшавская камерная опера представила оперу Генделя "Гименей". Фото: Марат Шахмаметьев / Санкт-Перербургъ Опера
Изюминкой афиши стала барочная музыка. Варшавская камерная опера представила оперу Генделя "Гименей". Фото: Марат Шахмаметьев / Санкт-Перербургъ Опера

Первым сюрпризом, ставшим для искушенной петербургской публики настоящим пиршеством музыкального наслаждения, был показ Варшавской камерной оперы. Польские гости представили оперу Генделя "Именео" ("Гименей").

Оркестр под управлением Марцина Сомполински играет на аутентичных музыкальных инструментах, возраст которых зачастую насчитывает по триста с лишним лет. Клавесины, виолы, лютни... Причем струны на смычковых выполнены из натуральных воловьих жил, что позволяет музыке звучать особенным, мягким тембром. И таким же тембром вторят им редкостные голоса солистов.

Партию Тиринто исполняет Ян Якуб Моновид, обладатель незабываемого, какого-то шелкового контр-тенора. Самый высокий из мужских голосов, он был когда-то очень популярен в Италии, так пели оперные кастраты: для них композиторы сочиняли свои произведения, и мальчиков с детства готовили к этой стезе.

Однако мужественный красавец Моновид весьма далек от этого образа. Рослый блондин, он в первой же сцене спектакля явлен нам со спины. И зал, слыша его волшебный голос, не сразу понимает: неужели эти дивные звуки поются вот этим супер-мужчиной?

Струны на смычковых выполнены из натуральных воловьих жил, что позволяет музыке звучать особенным, мягким тембром. Таким же тембром вторят им голоса...

Режиссер Рышард Перыт с нелепым либретто "Именео" обошелся весьма умно. Он не стал устраивать на подмостках батальные сцены с освобождением девственниц-заложниц, спасенных мужественным Именео, не стал имитировать стилизацию под античный миф (тем более, что миф этот преломляется в содержании оперы весьма странно).

В результате спектакль получился про очень человечную историю: милая девушка Росмена (Анна Миколайчик) должна выбрать между чувством и долгом. Между нежным и трепетным ее возлюбленным Тиринто и ее спасителем - героическим брутальным Именео (его спел роскошный баритон Артур Янда).

Для усложнения сюжета в оперу введен еще один персонаж: горячо любящая Именео Кломири (Марта Боберска), сестра Росмены. Оба сопрано в высшей степени выразительны, их голоса необычайно пластичны. Любовный четырехугольник пытается разрулить отец сестер (прекрасен в этой роли мудрый и строгий Анджей Климчак).

Все персонажи (их пятеро) одеты в костюмы, содержащие скорее намек на времена Генделя. "Именео" - одна из последних его опер. И мизансцены здесь минималистичны, герои нередко замирают в позах, напоминающих фигуры менуэта. А в основном ткань спектакля соткана из сменяющих друг друга арий солистов, рассказывающих, что чувствует в данный момент их герой.

Хотя спектакль длится три с лишним часа, за ним следишь, не отвлекаясь ни на секунду: так пленительна музыка барокко с ее "завитушками", с ее ритмами, напряженным стакатто, неизбежно оканчивающимся паузой, столь созвучными человеческому дыханию.

Поразительна легкость, с которой ведут свои партии солисты. Их интонации - словно интонации живого, современного диалога, моментально ловятся зрительным залом. И растворяясь в музыке, ты невольно плывешь по волнам этих чувств, что набегают, и отступают, и тревожат душу, не давая ей вынести окончательного вердикта.

Художественный руководитель театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров назвал выступление гостей "эталонным исполнением барокко". Впрочем, эта линия была продолжена и дальше.

Европейская ассоциация "Арт-Европа" (Италия) представила две одноактные барочные интермедии: оперу "Импресарио с Канарских островов" Доменико Сарро и "Пимпиноне" Томазо Альбинони. А французские коллеги из ассоциации "Арт-Европа" показали здесь же, на фестивале, оперу Бартока "Замок герцога Синяя Борода".

В программе фестиваля, который завершится 23 апреля, и опера Моцарта "Мнимая садовница", привезенная "Геликон-оперой", и "Четыре самодура", которых покажет Музыкальный театр имени Покровского. Комедию Гольдони превратил в оперу один из самых наиболее самобытных композиторов ХХ века Эрманно Вольф-Феррари.

Что же касается "Санктъ-Петербургъ Оперы" - она представляет на фестивале две свои последние премьеры: "Корневильские колокола" Планкетта и "Сельскую честь" Масканьи.