Сотовым компаниям запретят искажать номера отправителей SMS

Госдума готовит к рассмотрению законопроект, который лишит анонимности всех, кто рассылаем по SMS спам, а также мошенников и коллекторов.

Поправки в закон о связи обязывают оператора связи раскрывать точный номер отправителя SMS. Получатель должен знать, от кого пришло сообщение. Так что никто не сможет, прикрываясь анонимностью, обманывать или доставать людей.

Правительственные эксперты инициативу поддержали, высказав некоторые, скорее технические, замечания.

Как поясняют автор инициативы, отправка SMS с использованием подмены номеров позволяет отправителям избегать блокировки реальных номеров, с которых распространяются такие сообщения. К тому же из-за такой скрытности трудно идентифицировать отправителя, а значит, и привлечь его к ответу.

Поэтому коллекторы, например, часто пользуются таким приемом, рассылая должникам сообщения от имени банков, страховых компаний и прочих организаций, пугая людей различным санкциями.

Коллекторы нередко рассылают сообщения от имени банков или каких-то служб, пугая должников санкциями

Точно так же и отправители различного спама очень любят прикрываться какими-то вымышленными номерами. Но, если нормы пройдут, анонимная рассылка должна исчезнуть как факт. "В случае проведения проверки органами исполнительной власти соблюдения требований законодательства о связи и о рекламе предлагаемое регулирование позволит выявлять субъектов, нарушивших указанные нормы законодательства", - говорится в пояснительной записке к проекту.

Адвокат Оксана Грикевич напомнила "РГ", что в 2014 году в закон было введено понятие "рассылка по подвижной радиотелефонной связи".

"Ее отличает автоматический и массовый характер, использование букв и коротких номеров в имени отправителя, - говорит Оксана Грикевич. - Рассылка должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента. Абонент вправе обратиться к оператору сети с требованием о прекращении рассылки на его номер".

Поскольку согласие абонента на получение рекламных рассылок часто "спрятано" в тексте договора на услуги, гражданин часто даже не понимает, что он дал согласие на получение смс-рассылок.

"Я полагаю, что с учетом буквального толкования ФЗ "О персональных данных" право на рассылку может иметь только компания, получившая на свое имя согласие абонента на получение от нее сообщений рекламного характера, - говорит Оксана Грикевич. - А право оператора "продавать" данные своих абонентов пачками, когда большинство из них фактически не поняли, что они дали согласие на какие-либо рассылки, это неверное понимание закона о персональных данных".

Тем не менее, увы, многие компании сегодня пользуются таким вот облегченным пониманием закона, и различные услуги и рассылки легко навязываются, но трудно отключаются.

Поэтому еще одна инициатива предлагает жестче прописать в законе норму о согласии на подключение дополнительных услуг. Проект запрещает включать такие пункты в договор, а требует отдельно спрашивать разрешение на подключение каждой услуги. Правда, к этой инициативе у экспертов возникла масса замечаний. Правительственные эксперты законопроект не поддержали.