17.04.2017 16:31
    Поделиться

    В России увеличился спрос на экспресс-доставку

    Традиционно экспресс-доставка была востребована на рынке В2В, как перевозка документов для бизнеса (банки, промышленность, туризм, фармацевтика). Но в последнее время "быстрые доставки" стали очень нужны интернет-магазинам, сейчас это самый быстрорастущий сегмент рынка. Приемлемый срок доставки на рынке постепенно сокращается: транзитное время более 14-20 дней даже в самый удаленный населенный пункт страны уже становится неконкурентоспособным.

    В классическом понимании экспресс-доставка - это overnight, доставка на следующий день. Такое понятие "экспресса" в России актуально для европейской части страны. Для Сибири и Дальнего Востока - это оперативная доставка в ближайший возможный день.

    По словам Владимира Солодкина, генерального директора SPSR Express, равновесие среди конкурирующих компаний в сегменте B2B уже достигнуто, доли почти не меняются. В сегменте B2C (доставка для интернет-магазинов) другая ситуация: рынок молодой, и у новых игроков есть возможность выйти на него за счет активного использования интеграционных решений, развития сети доставки, пунктов самовывоза и др.

    "То, что происходит в логистике, в том числе в сегменте экспресс-доставки, является отражением происходящего в экономике страны. Если говорить о сегменте B2B, то в 2016 году он стагнировал и показал нулевой рост. Рынок в сегменте курьерской B2C доставки из интернет-магазинов продолжает расти двузначными темпами. В 2016 году он прибавил 12 процентов. Спрос на экспресс-доставку растет, при этом точкой роста является сегмент электронной коммерции", - говорит Сергей Гуревич, директор по стратегии PONY EXPRESS.

    Эксперт отмечает, что развитие экспресс-доставки происходит по двум парадигмам: "срочно" и "вовремя". Скорость доставки важна прежде всего в B2C сегменте, а для B2B зачастую бывает важна своевременность.

    Стоимость доставки складывается из себестоимости и рыночной ситуации. Использование автомобильных и железных дорог позволяют давать более низкие тарифы на эконом-доставку. Экспресс на дальние расстояния отправляется "небом", что дороже. Разница между эконом- и экспресс-доставкой от 25 до 150 процентов.

    Российский рынок логистики достаточно конкурентный и уровень конкуренции только растет

    Средняя скорость доставки курьером сегодня - 1-2 дня с момента прибытия посылки на склад в конкретном городе. Многие магазины запрашивают доставку "день в день", но большим интересом она не пользуется.

    Впрочем, людям из отдаленных регионов России еще долго придется выбирать между долгой, не всегда удобной, но доступной по цене почтой и быстрой, но дорогой доставкой. Масштабы страны и неравномерная плотность проживания делают экономически нецелесообразным развитие курьерских услуг в тех регионах, где проживает мало населения. "Из "северного" Парижа в южный Марсель посылку можно доставить на следующие сутки - расстояние в 774 километра легко преодолевается скоростным поездом за несколько часов. А вот из Москвы в Новосибирск (3356 километров) на следующие сутки никак не получится. На экспресс-доставку (авиатранспортом) уйдет как минимум 2-3 дня", - говорит Алексей Прыгин, заместитель генерального директора "МаксиПост".

    Какое-то время назад эксперты предрекали бурный рост постаматов. По всей России их не более 2 тысяч. И даже если их число будет расти, отвоевать у курьерской доставки весомую долю рынка не удастся. Да, постаматы несколько дешевле, но не для всех покупателей вопрос экономии является ключевым, для многих важнее фактор удобства. Ну и постаматы серьезно ограничивают габариты товара, который может быть доставлен.

    "Российский рынок логистики достаточно конкурентный и уровень конкуренции только растет. Почта России задает планку, меняя свой сервис и увеличивая количество предоставляемых услуг. Сейчас Почта России очень неплохо работает, и это заставляет многие компании улучшать транзитное время и уровень сервиса. Раньше равнение было на таких гигантов, как DHL. Теперь же появилось много новых игроков, которые часто предлагают услуги под нужды конкретных клиентов, например, доставка день в день, верификация личности и многое другое. Это заставляет всех игроков рынка быть в тонусе. У компаний порой просто нет времени на собственные изменения, зачастую изменения нужны за неделю или месяц", - говорит Лариса Морозова, директор по международному развитию LCM Express.

    Алексей Прыгин считает, что основной тренд для выживания в этой ситуации - объединяться для повышения собственной мощности и эффективности: "За последний год DPD объединился с СПСР, Itella купила "МаксиПост", TopDelivery приобрел MaximaExpress. В 2017 году тренд будет нарастать: конкуренция усиливаться, консолидация продолжаться. Те, кто не вольются в большие структуры, рано или поздно закончат свое существование".

    Исполнительный директор транспортной компании Traft Артур Мурадян считает, что сегодня важно дать интернет-магазину и его покупателям возможность моментально получать наглядную информацию о статусе заказа в процессе экспресс-доставки.

    В течение ближайших 2-3 лет покупатель сможет отслеживать доставку своего заказа по карте, видеть трекинг конкретной машины, которая везет его товар, и при необходимости "перехватить" машину с товаром в удобном месте. Такая гибкость - основа логистики будущего.

    Ну и главный мегатренд ближайшего будущего - экспресс-доставка дронами (пицца, сим-карты, косметика). Процесс тормозят только пробелы в законодательстве. Вопрос урегулирования этого аспекта - перспектива максимум трех лет во всем мире, считают эксперты.

    Поделиться