По сути, "Дубль дв@" предложил новый тип международных фестивалей. Если Московский международный, к примеру, показывает москвичам фильмы, собранные со всего мира, то "Дубль дв@" показывает миру российское кино - его смотрели люди из 90 стран. На первом месте, понятно, Россия (74,8 % посетителей), за нею США (3,59), Казахстан (1,8), Украина (1,7), Германия (1,47), Япония (1,44)… Много стран экзотических: Нигерия, Уругвай, Филиппины, Бразилия, Габон, Мьянма, Новая Зеландия… С подачи нашей зрительницы Светланы Агошковой парад русского кино коллективно смотрели и активно писали рецензии студенты Варшавского университета.
Фестиваль вырос в серьезный социологический эксперимент. Он вступил в полемику с десятками голосов из кинокритики, утверждающих, что наше кино в глубокой яме. Но как программный директор "Дубль дв@" я сомневаюсь, что смог бы набрать 15 столь разных картин столь же высокого уровня в годовой продукции таких кинематографий, как Франция, Италия, Испания, Германия или Южная Корея. Интересно, что мир успел осыпать наградами фильмы "Коробка", "Дорога к матери", "Ангелы революции" или "Колыбель", а в России их считают несуществующими. И коллеги из солидных изданий поют все ту же песнь про "кина нет".
С ними спорят более двухсот зрительских рецензий, опубликованных на сайте. Некоторые по глубине анализа, точности понимания авторских замыслов, умению аргументировать свои мнения и по литературному уровню превосходят типичный уровень нашей критики. Лейтмотив откликов: изумление, что такое кино у нас снимают, и что его от нас отгородили. Отзывы дают обильный материал для киноведов и социологов - но те делают вид, что и фестиваль такой тоже не существует. Вероятно, чувствуют: практика опровергает многие любимые теории.
"Дубль дв@" - фестиваль вторых премьер картин, канувших в "черной дыре" проката, - прощается со зрителями до будущего апреля. Спасибо всем за интерес к тому, что мы делаем, за добрые слова и пожелания.
Александр Митта, режиссер, председатель жюри:
У меня от фестиваля впечатлений, горячих и личных, наверное, на час рассказа. Даже не ожидал, что это будет так классно. Вот "Тряпичный союз" Михаила Местецкого. Я заканчивал 10-й класс, когда еще Сталин был жив. И во всех компаниях, в которые я входил, ребят регулярно сажали. Веселые, хорошие ребята - а их сажают. Потому что в каждую компанию внедрялся стукач. И когда я вижу этих ребят из картины Местецкого с их безумными планами, весельем и открытостью, - ведь это же те ребята , которых сажали и убивали тогда, в 50-е! И вот так каждый фильм программы отзывался во мне чем-то личным.
Фильмы так классно собраны - они дают развернутую картину нашего кино, и практически каждый мог бы быть лауреатом. И есть на фестивале один "тайный герой" - драматург Юрий Арабов, автор сценария трех лучших фильмов конкурса. Я пользуюсь случаем, чтобы выразить ему свое восхищение: этот человек делает очень много для того, чтобы вывести российское кино на мировой уровень.
А главный приз этих дней - конечно, встреча со зрителем. Зрители по всей стране, зрители по всей планете, сто тысяч зрителей - редко какой фестиваль собирает столько народу! И - ощущение праздника, сознание, что ты делаешь что-то полезное, важное и нужное. Как председатель жюри я выбрал самый скромный, самый "нефестивальный" фильм "Сдается дом со всеми неудобствами". Вера Сторожева работает на стыке массового и высокохудожественного кино. В ее картине столько тонких наблюдений над женщинами, над всеми прихотями женской психики... И, конечно, "Поездка к матери" Михаила Косырева-Нестерова - она справедливо получила множество премий на мировых фестивалях, а в России у нее нет проката! Ее никто не может увидеть, потому что ни один жлоб прокатный не хочет рискнуть! А ведь пошли бы зрители - они же не глупые. Так что "Дубль дв@" делает важную работу - сближает кино и его зрителей. Потому что без зрителя кино умрет.
Юлия Ауг, актриса, член жюри главного конкурса:
Это было невероятное счастье, которое продолжалось все дни фестиваля: нет ни одного фильма, на котором было бы скучно. У меня, конечно, были свои фавориты. Один из них "Монах и бес" - фильм, который я смотрела с восторгом. То, что творит здесь Тимофей Трибунцев, - высочайшая планка актерского мастерства. Не знаю, кто еще из наших замечательных актеров может достигнуть такой высоты. Вторым моим фаворитом был фильм "Тэли и Толи". Может, потому что я воспитана на грузинских короткометражках, - такое же удовольствие. Это очень узнаваемая история. Мой дом находится на такой же границе.
Моя мама живет в Нарве, а я училась в школе в Иван-городе. Здесь - Эстония, тут - Россия, только реку перейти. Но, извините, у многих людей, живущих в Нарве, родные могилы остались в Иван-городе, и наоборот. И чтобы посетить могилы близких, нужно получить спецразрешение! Я невероятно благодарна тем, кто снимал этот фильм - такой трогательный, хорошо сыгранный и очень живой. Я могу так про каждый фильм сказать - клянусь! И когда сейчас речь идет о том, что российского кино уже нет, что оно загнулось, - так вот, оно есть, причем в совершенно замечательном состоянии.
Александр Журбин, композитор:
- "Дубль дв@" - удивительное изобретение. Насколько я знаю, таких фестивалей пока в мире не существует. Наверное, они будут. Более того, я уверен, что в конце концов мы будем смотреть главным образом интернет, он освоит и театры, и кино, а для молодых он уже перекрыл телевидение. Я очень пристально смотрел фильмы фестиваля. И особенное спасибо за то, что он показывает театральные спектакли - их вообще иначе нигде не увидишь.
Михаил Косырев-Нестеров, режиссер фильма "Поездка к матери" ( Гран-при фестиваля "Дубль дв@"):
- Это очень редкая, почти уникальная возможность общения со зрителями. Обычно на фестивалях они в основном слушают режиссера и не успевают сказать о своих впечатлениях, да и просто сформулировать их. Преклоняюсь перед организаторами "Дубль дв@" за идею привлечь зрителей к обсуждению программы. Среди присланных рецензий есть потрясающие, некоторые поразили меня глубиной, их вдохновляющий эффект огромен. Спасибо за эту возможность почувствовать зрителя - не абстрактного, а живого, умного и неравнодушного!
Даниэль Запилай, лауреат премии за лучшие рецензии (Польша):
- Благодарю за то, что мог стать частью этого фестиваля. Большинство показанных фильмов очень интересны и сняты на высоком уровне, но что еще важнее, я считаю, - в них есть широта русской души. Очень понравилась сама идея фестиваля - то, что зрители могут оценивать фильмы. В этом ответ на вопрос: как на самом деле должно выглядеть искусство? Я это осознал, когда писал свои рецензии. Я делал это прежде всего для самого себя. Но заодно - надеялся, что кому-то это понравится. Надеюсь, так и произошло. Всем организаторам фестиваля и его зрителям желаю успехов.
Татьяна Трощинская-Степушина, Витебск, Беларусь:
Онлайн-кинофестиваль - воплощение прекрасной инновационной идеи: зрители всего мира имели возможность посмотреть 16 фильмов, поделиться впечатлениями, оставить отзыв и даже попробовать себя в роли кинокритиков. Написав несколько рецензий, я имела честь быть приглашенной на церемонию закрытия фестиваля. Хочется отметить высокий уровень ее организации и проведения. Порадовала молодая кинопоросль в лице студентов ВГИКА: интересные, бойкие, незашоренные люди. Уверена: будущее за фестивалями подобного формата.
Татьяна и семейство:
Узнала о фестивале в прошлом году из газеты "Метро". Решила посмотреть, что это такое, - и сразу же затянуло. Фестиваль этого года уже ждала с нетерпением, подключилась ко мне и вся семья. И он опять не обманул ожиданий. Самое отрадное - видеть, что российское кино, как и старое советское, разножанровое, глубокое, психологичное, многоплановое - живое! Очень понравились картины молодых (сильное впечатление произвел "Тряпичный союз"), да и признанные мастера полны творческой энергии.
С нетерпением ждем следующего фестиваля!
Фестиваль "Дубль дв@" благодарен нашим официальным партнерам: BQ mobile (российский бренд электроники) и ГК "Русский Икорный Дом". Выражаем признательность за информационную поддержку - генеральному информационному партнеру фестиваля агентству ТАСС, "Авторадио", телеканалам "Москва-24", ОТР, РЕН, МИР, информационному порталу "Киноафиша".
На сайте текст публикуется в авторской редакции и отличается от версии, опубликованной в номере "РГ"