Изменения в меньшей степени касаются лизингодателей, однако могут существенно повлиять на финансовое положение лизингополучателей, в числе которых авиакомпании, железнодорожные операторы и операторы водных судов, транспортные компании из числа малого и среднего бизнеса. Ранее заключенные договоры аренды/лизинга больше не будут отражаться по ранее действовавшему стандарту. Как следствие, компаниям придется переоценить все договоры по новым правилам.
Ключевые изменения касаются нескольких вопросов. Во-первых, все обязательства по договору аренды/лизинга будут отражаться у лизингополучателей в составе финансовых обязательств. Ранее существовали различия в учете в зависимости от характера договора - операционной аренды или финансового лизинга. Теперь с экономической точки зрения все договоры аренды приближаются к договорам финансового лизинга. В активах у лизингополучателей будет отражаться актив в форме права пользования. Исключение составляют договора краткосрочной аренды/лизинга, а также договора, где предметом является малоценное имущество.
Во-вторых, объем финансовых обязательств будет зависеть от срока и платежей. Их определение в новом стандарте МСФО является более широким. В частности, в срок необходимо включать периоды пролонгации договора, если у лизингополучателя есть основания полагать, что договор будет продлен.
Платежи также должны включать в себя переменные величины, например, индексацию на инфляцию или опцион на досрочное погашение обязательств, если есть уверенность, что они будут реализованы.
На дату начала сделки лизингополучатель должен будет оценивать актив в форме права пользования по первоначальной стоимости, а обязательство по аренде/лизингу - по приведенной стоимости платежей, которые еще не осуществлены на отчетную дату. Таким образом, расчет величины финансовых обязательств будет представлять собой нетривиальную задачу.
В-третьих, если раньше расходы на аренду/лизинг при классификации аренды в качестве операционного лизинга отражались как операционные расходы, то теперь им на смену придут процентные расходы и амортизационные отчисления.
Перевод аренды/лизинга из внебалансовой в балансовую операцию будет иметь далеко идущие последствия для компаний-лизингополучателей. У них увеличиваются как балансовые обязательства, так и процентные расходы на обслуживание обязательств. Иными словами, только за счет изменения порядка бухгалтерского учета долговая нагрузка вырастет, в результате чего в краткосрочном периоде произойдут изменения в промежуточных показателях, характеризующих деятельность лизингополучателей.
Финансовые последствия нового стандарта найдут отражение в отчетности: увеличится величина баланса и финансового рычага. С одной стороны, произойдет увеличение EBITDA (прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации) и операционной прибыли от основной деятельности. С другой стороны, вырастут процентные расходы и амортизация, а также ухудшатся показатели текущей ликвидности. В то же время множественные изменения в промежуточных показателях будут иметь нейтральный эффект на прибыль до налогообложения.
Для инвесторов и кредиторов наиболее важными изменениями будут ухудшение соотношения долга и EBITDA, а также снижение рентабельности активов. Не исключено, что в ряде случаев могут оказаться нарушены ковенанты по кредитным договорам или облигационным займам. Если аренда/лизинг носили валютный характер, после перевода его в балансовую операцию повысится чувствительность финансовых показателей к колебаниям валютного курса, чего ранее не происходило.
Компаниям придется своевременно планировать изменения. Прежде всего количественную оценку воздействия стандарта. Возможно, ее результаты потребуется вынести на комитет по аудиту и совет директоров. Если изменения будут серьезными, компаниям необходимо сделать разъяснения для инвестиционных аналитиков и кредиторов. В ряде случаев ограничения на долговую нагрузку и EBITDA придется пересматривать.
В отношении планирования будущих договоров аренды/лизинга руководству потребуется более взвешенно подойти к новым и пролонгируемым договорам. Решения в пользу аренды/лизинга или инвестиций в основные средства могут оказаться также пересмотренными. Кроме того, если вознаграждение руководства и сотрудников привязано к показателям финансовой отчетности, их уровни придется корректировать. Аналогичным образом это касается выплат дивидендов, что может повлиять на инвестиционную привлекательность компании для собственников.
В марте 2017 года Европейская консультативная группа по финансовой отчетности, оказывающая поддержку Европейской комиссии, дала положительное заключение на новый стандарт и рекомендовала его к внедрению. В то же время она отметила, что его введение может привести к небольшому сокращению совокупного спроса на лизинг, а также мотивировать клиентов переходить на другие формы финансирования. По экспертным оценкам, в Европе объем рынка лизинга может сократиться на сумму до 3,8 миллиарда евро (0,1-3 процента рынка).
В России лизинговый портфель, информация о котором раскрывается публично, достигает на начало 2017 года 3,3 триллиона рублей.
По данным Банка России, на 87 крупнейших отечественных компаний приходится 468 миллиардов рублей обязательств по финансовому лизингу и триллион рублей обязательств по аренде. То есть, на крупнейшие нефинансовые компании приходится примерно половина совокупного лизингового портфеля.
Ответной реакцией на новый стандарт может быть переход на краткосрочные договоры (до года), учет по которым не будет проводиться по новым правилам, а также финансовые решения - увеличение собственных средств для снижения финансового рычага, если целевые ориентиры рентабельности позволяют это сделать, либо сокращение портфеля обязательств.
Со стороны лизингодателей может произойти некоторое удорожание лизинга и сокращение операционных расходов. Среди ответных шагов могут быть также новации в продуктах, переход от стандартных контрактов к более сложным, лизинг с переменными платежами, а также развитие договоров на предоставление услуг вместо договоров лизинга.
Новый стандарт делает скрытое финансовое положение - неявные обязательства и расходы - прозрачнее. В течение десятилетий финансирование посредством внебалансового лизинга или аренды являлось общепринятой практикой. Изменения в учете решат так называемую проблему "принципала-агента", когда между собственниками и инвесторами с одной стороны и менеджерами с другой стороны под влиянием информационной асимметрии и целевых установок есть конфликт интересов.
Объективная отчетность не устранит конфликт, однако позволит его смягчить. Более того, финансовые последствия операций оставались за пределами понимания кредитных и инвестиционных аналитиков. Новый стандарт устанавливает требования к раскрытию большего объема информации. Хотя с точки зрения фактического финансового положения компаний и прибыли, мало что поменяется. Изменится отчетность, которая будет более адекватно отражать их имущественные права и финансовые обязательства.
Новый стандарт окажет влияние на отрасли и сектора экономики, в наибольшей степени использующие аренду или лизинг как средство финансирования своей деятельности. В частности, речь идет о розничной торговле, недвижимости, железнодорожном транспорте, авиаперевозках. К примеру, по оценкам PricewaterhouseCoopers, долговые обязательства в розничной торговле возрастут на 98 процентов и EBITDA увеличится на 41 процент, у авиаперевозчиков долг - на 47 процентов и EBITDA - на 33 процента.
Хотя лизинг сохранил свои экономические преимущества перед другими формами финансирования - налоговые льготы при амортизации, гибкие условия финансирования и имущественные права - изменение учета может играть критическую роль для компаний с высоким финансовым рычагом, низкой рентабельностью активов или слабой кредитоспособностью.
Исследования в области лоббизма показали, что наибольшее сопротивление нововведениям оказывали крупные лизингополучатели из США, Великобритании и Японии, чье внебалансовое сокрытие финансирования позволяло формально поддерживать видимость высокой рентабельности (промышленное производство и розничная торговля). Как ни парадоксально, менее активно вели себя клиенты, зависящие от лизинга, или с большим финансовым рычагом (транспорт, строительство и телекоммуникации). Общественные консультации, проведенные при подготовке нового стандарта, выявили три формальных мотива, которые побуждали компании возражать против нововведения. Это стоимость внедрения, увеличение издержек привлечения капитала и желание менеджмента избежать дополнительного административного обременения. Результаты исследований также показывают, что доминирующими факторами были издержки, связанные с изменениями (пересмотр договоров, вознаграждение аудиторов, кадры и IT-системы), а также желание финансовых директоров и главных бухгалтеров избежать дополнительной работы.