18.04.2017 01:05
    Поделиться

    Проект ГМИИ им. Пушкина включен в программу Венецианской биеннале

    Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак на пресс-конференции в Итальянском дворике музея рассказала о проекте "Человек как птица. Образы путешествий", который музей покажет на 57-й Венецианской биеннале в Палаццо Соранцо Ван Аксель с 13 мая по 5 сентября.

    Кураторами выставки будут Марина Лошак и Ольга Шишко. Это единственный российский проект, который включен в Параллельную программу нынешней биеннале. И - первый международный в новом направлении работы музея - "Пушкинский ХХI", который продолжит уже сложившуюся традицию диалога классического и современного искусства в музейном пространстве.

    Кроме образов путешествий, одна из центральных идей проекта - расширение привычного для человека угла зрения от 120 градусов к круговому видению птицы…

    - Конечно, это идея связана с прозрениями Михаила Матюшина, одного из самых интересных художников русского авангарда, чьи идеи оказали огромное влияние не только на его непосредственных учеников, например, Бориса и Марию Эндеров, Владимира Стерлигова, но и ленинградских художников 1960-х годов, - говорит Ольга Шишко. - Благодаря ему тема как звучащего пространства, так и тактильных ощущений становится важной для искусства ХХ века. Мы очень хотели показать работы Михаила Матюшина, графику из коллекции музея, но, к сожалению, в выставочных залах нет климат-контроля, и вопрос был снят. Но в этом проекте Михаил Матюшин - наше все. А дальше мы выбирали художников, для которых эта идея путешествия - внешнего и внутреннего - близка.

    Как, например, Семену Александровскому, театральному режиссеру, чей проект "Другой музей", показанный в Усадьбе Голицына на "Прогулке с трубадуром" запомнился соединением, точнее столкновением двух музейных реальностей - звучащей и видимой. Бродя по опустевшему этажу "Дома впечатлений", можно было, надев наушники, услышать разговоры, шелест ног, тихие реплики, записанные, например, в Лувре или Стедейлик Музее. В Венеции же он соединит пространство венецианского палаццо XV-XVI веков со звуковой атмосферой ГМИИ им. А.С.Пушкина. Александровский записывал "шумы" музея на выставке "Лицом к будущему. 45/68" и на выставке "Прогулка с трубадуром" в "Доме впечатлений".

    Если говорить о палаццо Соранцо Ван Аксель, два этажа которого займет выставка "Человека как птица…", то кураторы проекта говорят, что это строгое, необыкновенной красоты четырехэтажное здание XV-XVI веков с двумя внутренними двориками. С террас на четвертом этаже видна Венеция - с высоты птичьего полета. Реставрационные работы заканчивается 20 апреля, и те же архитекторы с рабочей группой начинают монтировать нашу выставку.

    Если Александровский "накладывает" друг на друга разные пространства, то Ирина Затуловская - разновременные сюжеты на потертый венецианский бархат, шелк, парчу.

    - Самая длинная работа - два с чем-то метра - называется "Возвращение домой". Там перемешано все: ветхозаветные сцены, начиная с Адама и Евы, потом - жертвоприношение Авраама, изгнание из Рая, - рассказывает художница. - Эти сюжеты накладываются, смешиваются с современными образами, будь то "маленькое черное платье" или мой автопортрет на сковородке… Основная идея - смешения разных времен.

    Рядом с коллажом тканей и времен - вышивки "Великий шелковый путь", "Покушали, ну и поспать", "Мария Египетская"…

    - Мы пытались соединить разные истории. У нас эта выставка не просто о путешествии по миру, видении и познании его, но это и познание себя, - говорит Ольга Шишко. - Это путешествие по жизни. Ты там будешь ходить - и самую катастрофическую работу - "Аквариум" Дмитрия Булныгина - можешь и не увидеть. Не всякий человек до катастрофы в жизни доходит. У нас есть как бы немножко спрятанные работы, - продолжает она.

    Кроме российских авторов (помимо уже упоминавшихся Александровского, Булныгина и Затуловской, это также Леонид Тишков, группа "Провмыза", Татьяна Ахметгалиева, Софья Гаврилова и Юрий Календарев), в проекте участвуют семь известных зарубежных художников. В частности, Марникс де Нийс (Нидерланды), Давид Клербо (Бельгия), Мартин Хонерт (Германия), Фабрио Плесси (Италия), Мариано Сардон (Аргентина) и Масаки Фуджихата (Япония).

    Прямая речь

    Художник Леонид Тишков - о проекте "Частная Луна"

    - Так получается, что проект "Частная Луна" бесконечен, как путь. Потому, его, собственно, и позвали в проект "Человек как птица. Образы путешествий". Он начинался в 2003-м, а последнее путешествие было в этом году. Я только что с ним вернулся из Японии… А через 4 дня уеду в Астрахань, где моя "Луна" будет путешествовать по местам поэта Велимира Хлебникова. А 27 апреля в Астраханской картинной галерее имени П.М. Догадина откроется выставка с "Частной Луной".

    До этого я путешествовал с "Луной" по Словакии, еще раньше - по Румынии. Мы с ней проехали по Карпатам две тысячи километров вместе с местными экологическими организациями. Это был социально значимый проект - мы помещали "Луну" в места, затронутые экологической катастрофой. А по итогам путешествия сделали выставку в замечательном этнографическом Музее крестьянина в Бухаресте, где были фотографии, видео с записью нашего путешествия "Луны", рисунки и рассказ о том, что происходит в этих местах. Там на самом деле много печальных вещей - рассказывать можно долго. В Румынии транснациональные компании работают очень жестко: уничтожают буковые леса, золото добывают открытым способом, просто заливая кислоту в почву… Это не где-то на краю света - в центре Европы. Иначе говоря, "Луна" высвечивала не только красоту мира, но и проблемы, несчастья его…

    Эти путешествия с "Луной" начались для меня с Арктики, когда в 2010 году мы с "Луной" проехали вокруг Шпицбергена. Были сделаны фотографий и видео этого путешествия, которые затрагивали больную тему таяния льдов, экологические проблемы загрязнения Арктики.

    Венеция - одна из точек путешествия "Частной Луны". Вообще-то, она родом из Италии - ее там делали. Ее выставлял музей RAM - Radio Arte Mobile на фестивале в старинном итальянском городке Тоди. Тогда Марио Пьерони представлял там два проекта - Яниса Куннелиса и мой.

    Пока одна "Луна" будет в Венеции, я поеду домой, на Урал. У меня там тоже есть "Луна", такая же, что поселится в Палаццо Соранцо Ван Аксель. Иногда мне кажется, что я уже стал спутником "Луны", а не "Луна" - моим спутником.

    Кстати

    Среди 22 проектов Параллельной программы 57-й Венецианской биеннале есть проекты таких известных авторов, как Микеланджело Пистолетто - он один из героев Arte Povera, "бедного искусства", получивший в 2003 году "Золотого льва" Венецианской биеннале (его выставка пройдет в действующем в соборе Сан Джорджо ди Маджоре), иранской художницы Ширин Нешат, бельгийца Яна Фабра (в Венеции он покажет скульптуры из стекла и кости, созданные за последние 40 лет), ирландца Брайна МакКормака, известного умением затрагивать острые социальные проблемы в своих работах, польского художника, сценографа Рышарда Винярского.

    Поделиться