18.04.2017 13:41
    Поделиться

    Промышленники выступили за сохранение льготы на движимое имущество

    В Нижегородской области готовится к рассмотрению закон о льготе по налогу на движимое имущество организаций - сейчас эта норма регулируется на федеральном уровне. О том, какими могут быть последствия для экономики региона в случае принятия или непринятия закона, а также о других мерах поддержки крупного бизнеса в интервью "РГ" рассказал председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области (ЗСНО), генеральный директор АО "Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина" Олег Лавричев.

    Олег Вениаминович, сейчас депутаты занимаются мониторингом правоприменения закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". На ваш взгляд, закон эффективен? Есть ли случаи, когда инвестор получил ряд льгот, но взятые на себя обязательства не выполнил?

    Олег Лавричев: Действительно, сейчас мы ежемесячно посещаем предприятия, с которыми заключены инвестиционные соглашения. Уже побывали на "Русвиниле" в Кстове, на "Либхерре" в Дзержинске, в целом опыт применения этого закона успешный.

    У нас были предприятия, которые по объективным обстоятельствам не уложились по срокам или объемам в заявленные параметры соглашения. Например, поставка оборудования с введением санкций осложнилась, не смогли вовремя смонтировать, начать выпуск продукции и так далее. Поэтому и был два года назад законодательно установлен мораторий на расторжение соглашений по приоритетным инвестиционным и инновационным проектам. Сейчас прорабатывается вопрос о его продлении.

    В основном инвесторы очень ответственно подходят ко взятым на себя обязательствам по созданию рабочих мест, достижению определенного уровня выручки и как следствие - налоговых платежей. Но это не повод успокаиваться, сейчас, я считаю, надо реализовывать те положения закона, которые в нем уже прописаны, но пока "спят". Речь идет о такой мере поддержки, как компенсация процентов по кредиту, взятому на техническое перевооружение. В последние два года эта норма на практике не применяется в связи с тем, что в бюджете недостаточно средств.

    С 1 января 2018 года получение налоговой льготы на движимое имущество организаций возможно лишь при наличии соответствующего регионального закона. Будет ли он принят в Нижегородской области? Насколько важно для промышленности сохранение этой льготы?

    Олег Лавричев: Сейчас создана рабочая группа с участием правительства, депутатов, промышленников, на заседаниях которой обсуждается, стоит ли сохранить или совсем убрать эту льготу или, может быть, оставить ее не полностью, а в какой-то части. Это вопрос переговоров и непростых, ведь цена вопроса - 3,5 миллиарда рублей, которые могли бы поступать в бюджет региона ежегодно. Минфин, естественно, выступает за отмену льготы.

    Другая точка зрения состоит в том, что мы раньше успешно верстали бюджет и без этих поступлений, а деньги лучше оставить в экономике, чтобы крупные предприятия имели возможность и стимул для развития. Ведь льгота касается только нового оборудования, поставленного на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.

    Сейчас та же оборонка загружена заказами, но бесконечно это продолжаться не может, надо думать о том, что мы будем выпускать завтра, послезавтра. В любом случае речь идет о массовой гражданской продукции. Эта льгота могла бы работать на развитие конкурентоспособного сектора производства.

    В своем докладе на недавней коллегии регионального минпрома вы отметили, что одна из серьезных проблем промышленности - ограниченные возможности привлечения господдержки на обновление производственно-технологической базы частных предприятий. Каким вам видится выход из ситуации?

    Олег Лавричев: В экономике существует достаточное количество инструментов, которые позволяют минимизировать государственные риски вложений в частный бизнес помимо допэмиссии и передачи в залог акций. Это может быть страхование, залог дорогостоящего имущества. Сейчас стоимость станков достигает десятков миллионов рублей! Это может быть и предоставление различных форм гарантий как со стороны субъекта федерации, так и со стороны муниципалитета.

    А что мешает использовать форму лизинга? Ведь посредством этого механизма можно приобретать необходимое оборудование для выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) предприятиям частного бизнеса. В сельском хозяйстве есть подобная практика. Почему бы нельзя эти механизмы в несколько измененном виде не трансформировать в оборонно-промышленном комплексе для участия частных предприятий в различных федеральных программах, предусматривающих долевое участие в обновлении их производственной базы?

    Реализовать подобные изменения мешает нерасторопность госструктур, которые не успевают за постоянно меняющимися изменениями в реальной экономике. Поэтому и буксует реализация программ импортозамещения, нет в достаточном объеме инвестиций в реальный сектор экономики. Ведь частному бизнесу отказано в дешевых кредитах на Западе, а свои достаточно дороги. Государству нужна в короткие сроки продукция для успешной реализации программы вооружений на 2011-2020 годы, причем дальнейшая перспектива спроса не ясна. Поэтому, надо проявлять гибкость в вопросах долевого финансирования обновления производственных мощностей частных предприятий, которые имеют большие компетенции по ряду направлений в военной сфере. В этом и заключается взаимовыгодное сотрудничество.

    Готово ли ваше предприятие к постепенному снижению поставок в рамках ГОЗ? Сегодня Арзамасский приборостроительный завод выпускает широкую номенклатуру гражданской продукции, планируется ли расширение ассортимента, освоение каких-то новых ниш?

    Олег Лавричев: Мы пока не обладаем информацией о предстоящем снижении заказов по основной номенклатуре изделий, которую мы производим в рамках ГОЗа. Наоборот, по некоторым позициям есть ориентиры на рост. Параметры возможных заказов после 2020 года также не известны.

    Наша позиция промышленников озвучена на последнем совещании у губернатора - диверсификация предприятий ОПК должна проходить в плановом порядке под контролем государства. Ориентация на то, что каждый должен сам найти свою нишу в кризисной ситуации, это совершенно не правильно. Может повториться ситуация 1990-х, когда были потеряны многие техпроцессы, компетенции и преимущества.

    Оборонка своим уникальным оборудованием узко заточена на выпуск определенных деталей, изделий, которые в основном имеют высокую себестоимость. Делать на станке холодильник или что-то подобное не получится, ведь под производство гражданской продукции также требуется порой уникальное оборудование, но настроенное на крупносерийный выпуск дешевых изделий. Поэтому государство уже сейчас должно задуматься над тем, какими управляемыми способами переводить на гражданку мощности ОПК.

    Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина"

    Поделиться