"Тема крайне важная: эти права касаются практически всех граждан России. Люди ежедневно покупают продукты, товары, пользуются разнообразными услугами и рассчитывают на их высокое качество; на честность, порядочность производителей и продавцов; на то, что у государства должны быть действенные механизмы защиты от всяких мошеннических схем и подделок", - подчеркнул глава государства.
"Цена злоупотреблений - это потерянные время, деньги, нервы и так далее, поэтому главная цель защиты прав потребителей - сохранение материального и морального благополучия людей, их здоровья, - продолжил Путин. - Кроме того, это и серьезный стимул для бизнеса развиваться, повышать конкурентоспособность своих товаров и услуг, их качество".
Соответствующий закон был принят в 1992 году. За 25 лет произошел многократный рост потребления товаров и услуг: в номинальном выражении более чем в 500 раз. Товарооборот в 1992 году был чуть более пяти миллиардов рублей, в 2013-м - уже 2,3 триллиона. "Граждане тоже стали активно защищать свои права: за последние 20 лет количество обращений в разные инстанции возросло в 100 раз", - сравнил Путин.
"Однако задачи защиты прав потребителей невозможно решать раз и навсегда каким-то одним способом. Они тесно связаны с развитием экономики, появлением новых товаров и услуг", - продолжил глава государства. Нужно уметь прогнозировать будущие риски и своевременно на них реагировать. "Пришла пора разработать стратегию государственной политики в этой сфере", - резюмировал он.
"Самые острые проблемы сейчас концентрируются в сфере услуг, в том числе финансовых", - уверен глава государства. Средний срок использования микрозаймов - 7 дней, средняя сумма - 7 тысяч рублей. А переплата - 805 руб. - 11,5% за период выплаты кредита. "По ряду краткосрочных ссуд на маленькие суммы предельные значения полной стоимости кредита находятся на высоком уровне - 800% по займу в 30 тыс. рублей на срок до 30 дней, что составляет более 600 рублей на ежедневное обслуживание такого займа в случае, если заемщик в течение года не выполняет своих обязательств", - также сказал президент.
"Действительно, известная бабушка из Достоевского - очень скромный человек по сравнению с нашими сегодняшними ростовщиками", - сравнил глава государства.
Люди откликаются на заманчивые предложения из-за финансовой безграмотности. "Обманывают сами себя", - сказал президент. А среди кредиторов есть и такие, кто "сознательно вводит людей в заблуждение, не объясняя им условия займа и не раскрывая всю цепочку возможных последствий". "В результате, большинство заемщиков практически неминуемо попадают в долговую спираль", - сказал он. Но Центробанк разработал ряд мер по ограничению "аппетитов" кредиторов.
"Правоохранительные органы обязаны расчищать рынок финансовых услуг от разного рода незаконных мошеннических контор, полагаю, что необходимо рассмотреть и вопросы ужесточения законодательства в этой сфере", - заявил президент. Нужно предотвращать ситуации, когда люди "без разбора берут эти кредиты". И здесь на первый план выходит информированность граждан. Также нужно разъяснять, как работает институт банкротства физических лиц, "который открывает возможности для цивилизованного, правового избавления от долговой кабалы".
Электронная коммерция стремительно растет. Но на людей обрушивается лавина рекламы, далеко не всегда достоверная, также отметил глава государства. Нередко отсутствует полная информация о продавцах, компаниях, осуществляющих доставку. "В таких случаях велика вероятность приобретения некачественных товаров и сомнительных услуг", - пояснил он.
Вопросы защиты прав потребителей нужно решать консолидированно на всех уровнях власти, с привлечением структур гражданского общества, деловых объединений, считает Путин. Следует активизировать принятие программ на местах: но не может быть и речи о региональном протекционизме под маркой поддержки своих производителей и потребителей.