В Перми обсудили проблему постройки высотных зданий в центре города

Строительство высотных зданий в историческом центре краевой столицы – вопрос неоднозначный. Об этом, в частности, свидетельствует жаркая общественная дискуссия, недавно развернувшаяся вокруг проекта возведения 25-этажного дома на улице Екатерининской. По словам главного архитектора Перми Дмитрия Лапшина, многое в градостроительном процессе зависит не только от высоты здания, но и от качества проекта, а также его экономической обоснованности. Какие инструменты помогут в обозримом будущем освоению новых территорий и формированию привлекательного архитектурного облика краевой столицы, он рассказал в интервью "Российской газете".

Дмитрий Юрьевич, сегодня не утихают споры о том, нужна ли высотная застройка в историческом центре Перми. Каково ваше мнение по этому вопросу?

В последнее время вокруг этой темы были споры, поскольку на суд общественности представили, скажем так, вызывающие проекты. Предполагалось возвести в историческом центре несколько многоэтажных зданий, в том числе на улице Екатерининской, рядом со зданием Театра юного зрителя. Негативная реакция общественности для меня была ожидаема, но появилась она с запозданием. Дело в том, что проект строительства высотки на Екатерининской прошел общественные слушания и направлен на рассмотрение в Пермскую городскую думу.

Что касается моего мнения, то именно эти высотные проекты, вокруг которых разгорелась дискуссия, мне кажутся неудачными. Но дело здесь не только в высотности. Мы должны рассматривать проекты постройки зданий выше 20 метров, а всестороннего обсуждения требует в этом случае закон, и не только с точки зрения высотности, но и качества архитектуры. Существующие регламенты должны регулировать и другие вопросы, например эстетичность силуэта здания и цветовое решение его фасада, их соответствие окружающему архитектурному ландшафту, а также плотность застройки, установленную на данной территории муниципалитетом.

В центральных районах Перми немало участков, где запланированное строительство не начинается уже более пяти лет. Должен ли, на ваш взгляд, муниципалитет расторгнуть договор аренды с несостоявшимся застройщиком и передать участок в другие руки?

К этому вопросу, считаю, необходимо относиться осторожно. Конечно, пустующие территории, где арендатор ничего не возвел и не построил соответствующую инфраструктуру, городу невыгодны. Но, с другой стороны, арендатор за эти несколько лет мог понести существенные затраты, занимаясь проектированием, проведением экспертиз, подготовкой участка к строительству и расселением ветхих домов. Если у него просто взять и отобрать арендуемый участок, то это может вызвать недоверие к муниципалитету со стороны делового сообщества. Причины того, что площадки замерли, в каждом случае индивидуальные, однако можно сделать и некое обобщение. На мой взгляд, многие девелоперы, получившие участки в аренду, ждут отмены ограничений по высотности, поскольку строить здания ниже 20 метров не могут по экономическим соображениям. При этом они не рискуют выставлять свои проекты на суд общественности, чтобы добиться необходимого согласования и начать стройку. А может быть, и проектов-то никаких нет, есть банальное желание выгодно переуступить право аренды на конкретный земельный участок в будущем, когда его стоимость подрастет.

Могут ли эту проблему решить изначальные обременения в договоре при предоставлении земельного участка?

Сегодня договоры с арендаторами не включают в себя условия, по которым они обязаны за определенный срок возвести здание. Компания может обратиться в муниципалитет с предложением взять в аренду земельный участок. По закону отказать ей в этом нельзя, только необходимо провести аукцион, его победитель и получает землю в долгосрочную аренду. На мой взгляд, обременения могут быть, но в виде конкретного проекта, предоставляемого муниципалитетом вместе с земельным участком. Следовательно, город может создавать предпосылки для возведения в том или ином районе объектов определенного типа, скажем жилых многоквартирных домов или административных центров. Такой подход не позволит и спекулировать земельными участками. Соответствующие изменения уже внесены в федеральное законодательство и вступят в силу в июле. Они дадут муниципалитетам право и возможность использовать подобные регламенты как на свободных, так и на уже застроенных территориях.

Как, по-вашему, могут быть использованы пустующие территории в Камской долине?

Там могли бы удачно разместиться объекты социального значения: стадионы, развлекательные центры или аквапарки с соответствующей инфраструктурой. Это повысило бы интерес инвесторов к этому району и привело бы к его развитию в целом. Но есть и проблема: Камская долина - зона катастрофического затопления, поэтому нормы строительства здесь учитывают эту особенность. Существует два способа ее решения: построить защитный вал вдоль всей территории или повысить уровень грунта на месте конкретных строений. Последний способ хоть и локальный, но менее затратный, застройщики используют именно его. Стоит отметить, что весь правый берег Камы сегодня представляется перспективной зоной застройки и вызывает интерес у инвесторов. Помимо известного уже проекта строительства аквапарка, есть и другие предложения. Одно из самых масштабных - возведение здесь универсального спортивного зала.