18.04.2017 16:17
    Поделиться

    Почему отечественным грибоводам трудно конкурировать с китайскими

    Ежегодно в России съедают около 500 тысяч тонн грибов. А производят за то же время, по разным оценкам, около 30 тысяч тонн. То есть потенциал для российских производителей огромный. Отчего же грибные фермы не растут, как грибы после дождя, особенно на юге, где, казалось бы, и климат благоприятствует, и места предостаточно?

    Эксперты отмечают, грибоводство в России развивается чуть больше двадцати лет. Но наиболее активно только последние два-три года, после введения санкций на импорт продовольствия. Многие уже не преминули этим воспользоваться: в этот период было заявлено несколько десятков крупных проектов в грибоводстве. Как отмечают "ветераны рынка", ежегодно на него заходит около 200 новых фермеров и компаний. Но вот удержаться на плаву удается не всем.

    На юге России активнее всего развиваются небольшие фермы, открыть которые можно даже в гараже или заброшенном складе. Масштабных инвестиций такое дело не требует, достаточно помещения, нескольких мешков со специально подготовленной смесью компоста и семян грибов (мицелия), так называемых субстратных блоков и минимального оборудования.

    - Самым дорогостоящим для меня оказалось оборудование, - говорит начинающий донской грибовод Эльдар Алиев. - Помещение уже было, оставалось поставить там стеллажи, на которых размещаются блоки, провести свет и отопление. В общей сложности на все это ушло около полутора миллионов рублей. Когда "ферма" готова, можно завозить те самые блоки. Стоят они в среднем около 100 рублей за штуку (оптом), а производительность одного такого "мешка" - около трех килограммов грибов. С одного блока можно собрать 2 - 3 волны урожая.

    Ферма Эльдара рассчитана почти на 2,5 тысячи блоков. Но на сто процентов она пока не заполняется - со сбытом проблемы. Вообще для многих грибников как раз сбыт становится самым больным вопросом, потому что "зайти" в супермаркет с небольшими партиями они не могут - не выдержат жестких условий ретейла. А небольшие торговые точки очень легко и быстро меняют поставщика, как только появится более выгодное предложение. Поэтому одни предпочитают сдавать продукцию оптом на переработку, а другие сами покупают место на рынке, чтобы продавать излишки.

    - Мы неоднократно пытались организовать поставки в наши розничные сети, - рассказывает директор крупного грибного предприятия в Миллеровском районе Ростовской области Николай Семеньков. - Уже практически до подписания договора дело доходило. А потом - то менеджер терялся, то условия менялись. Так и работаем вот уже больше 15 лет, в основном с оптовиками. Естественно, что покупатель от такого сотрудничества не выигрывает: цена на наши вешенки в супермаркете гораздо выше, чем отпускная на предприятии.

    Вторая проблема, о которой говорят практически все владельцы этого бизнеса, - большие затраты на коммунальные услуги: свет, тепло и воду.

    - Только за электроэнергию я плачу 17 тысяч рублей в месяц, почти столько же за отопление, - говорит Алиев. - А экономить на этом нельзя, грибы - создания нежные, в помещении постоянно должен быть влажный и свежий воздух (но при этом без сквозняков). Ну и свет, конечно, круглосуточно. Если эти условия не соблюдать, можно потерять весь урожай: грибы просто начнут болеть и погибнут. Выдержать режим поможет опытный технолог. Но найти такого крайне сложно. И это следующая беда грибников. Хороших специалистов по пальцам одной руки можно пересчитать. Поэтому, как правило, небольшие компании и индивидуальные предприниматели поначалу просто приглашают технолога на консультацию. И только когда бизнес "подрастет", пытаются заполучить хорошего профессионала на постоянную работу.

    И тем не менее, судя по активности, с которой в последний год открывается, развивается и продается этот бизнес, грибоводство становится все более популярным направлением. Так, в интернете можно найти около десятка свежих объявлений о продаже готового бизнеса по выращиванию вешенок. Владелец одного из них просит за свое детище 12 миллионов рублей. Обещает взамен быстро окупаемое производство, аргументируя цифрами: в среднем себестоимость грибов выходит 80 рублей за килограмм, а продать тот же килограмм можно уже за 100 - 190 рублей. Это если оптом и не отходя от склада. А если с переработкой - мариновать или сушить грибочки, да еще довезти их до рынка в областном центре, то прибыль может вырасти в два раза.

    - Интерес к грибной теме сейчас в среде ростовских предпринимателей есть. То и дело размещается информация о поиске помещения для такого бизнеса. По нашим оценкам, этот бизнес в небольших объемах может приносить до 30 процентов годовых. Технология выращивания тех же вешенок достаточно проста, поэтому у желающих есть все шансы выстроить успешный бизнес. А вот что касается больших грибных ферм, то здесь уже совсем другая экономика, другие технологии и рынки сбыта, - считает директор ростовского представительства инвестиционно-финансовой компании "Солид" Игорь Захидов.

    Те, кто в грибном деле не первый год, говорят: строительство стабильного промышленного производства грибов, даже минимального объема, обходится не менее чем в 40 миллионов рублей. Средние инвестиции в комплекс мощностью 100 тонн грибов в месяц составляют примерно 250−450 миллионов рублей. Немало. И все же крупные инвесторы, оценив потенциал рынка, тоже решаются пойти "по грибы". По предварительным оценкам специализированного портала "Школа грибоводства", объем производства шампиньонов в России в 2016 году вырос на 34 процента и составил 14 265 тонн.

    На юге России в этом году заявили как минимум о двух крупных грибоводческих проектах. Так, в поселке Овощном Азовского района планируют построить высокотехнологичный комплекс для выращивания шампиньонов "Грибов дол" на земельном участке площадью 7,6 гектара. Сейчас там завершается строительство, после чего введут в эксплуатацию первые шесть камер, где будут выращивать шампиньоны. Весь проект подразумевает 28 камер выращивания грибов, а выйти на полную мощность - 4 800 тонн продукции в год - инвестор планирует в 2019 году. Ориентировочный объем инвестиций - 400 миллионов рублей. В соседнем Краснодарском крае еще более амбициозный проект реализует крупный ритейлер, у которого есть собственный тепличный комплекс. Именно на его базе организуют выращивание шампиньонов. На площади 245 гектаров планируется выстроить компостный цех, а также цех по выращиванию грибов на 24 камеры. Отмечается, что объем инвестиций в проект оставляет 1,791 миллиарда рублей. Ежегодно в теплице будут производить 6,4 тысячи тонн шампиньонов. При этом, оценивая перспективы, эксперты отмечают, что если в последние два года рынок был действительно свободным благодаря санкциям, то сейчас ситуация может измениться.

    - На российском рынке появились китайцы. Причем они не просто везут свои грибы, они строят фермы у нас. Но делают это, как правило, нелегально: не платят налоги и официальную зарплату. В итоге могут предложить такую цену, которую официальному производителю никогда не перебить. Вот они могут составить серьезную конкуренцию местному производителю, - считает Николай Семеньков.

    Поделиться