В картине рассказывается история двух юных героинь - дочки богатых родителей и самородка из неблагополучной провинции, - которые учатся в балетной академии и претендуют на титул примы. То, что Большой театр предоставил свою сцену для премьеры фильма, - уже само по себе событие уникальное. В прошлый раз такое случалось с шедевром Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". Но и во время работы над фильмом главный театр страны шел навстречу Тодоровскому - "Большой" стал первым в истории художественным фильмом, съемочную группу которого пустили снимать в интерьеры театра и в святую святых - на главную сцену. Перед премьерой Валерий Тодоровский пообщался с журналистами.
Я никогда не был балетоманом, всегда смотрел на балет как на что-то невероятное и далекое от меня. То есть я не могу рассказать вам историю, что в детстве папа сводил меня в Большой на "Щелкунчик", а после спектакля я вышел и пообещал самому себе, что обязательно сниму про это фильм. Увлечение балетом происходило шаг за шагом. И только сейчас, когда фильм снят, я могу сказать - вот теперь я люблю балет.
Я хотел сделать фильм-роман. В "Большом" герои проживают три возраста, у них возникает дружба, которая распадается, а затем возрождается. Они переживают первую любовь и предательство. В то же время это история взросления и обретения профессии - одним словом, это маленький двухчасовой роман о людях, которые кладут жизнь на то, чтобы один раз десять минут постоять на этой сцене. Вот я сегодня вечером выйду на эту сцену, после чего скажу своему папе, которого уже нет в живых: "Я был на сцене Большого". Вот за это люди умирают, и мое кино об этом.
Когда я собрал первую версию фильма, она шла три с половиной часа. И поверьте, там были очень хорошие сцены. Мне потом пришлось очень жестоко обращаться с этим материалом. Надеюсь, что потом у меня будет возможность сделать телеверсию, куда влезет все.
Я любитель сложных кастингов, подбором актеров я неоднократно усложнял себе жизнь. Здесь головная боль была по полной программе. Я очень быстро понял, что драматические актеры сыграть главные роли в моем фильме не смогут. Потому что какими бы пластичными и подтянутыми они ни были, они не способны одновременно выяснять отношения и поднимать ногу выше головы. Я начал искать героев среди молодых артистов балета. Мои ассистенты объездили все театры, в которых есть балетные труппы в России, Казахстане и на Украине. Все города, в которых есть балетные училища и академии. Они привозили мне видео, дальше мы вызывали артистов на пробы, но долго ничего не получалось. В итоге мы все-таки выбрали троих - Андрея Сорокина из Екатеринбурга, Маргариту Симонову из Варшавы и Аню Исаеву из Москвы. Но на этом мучения не закончились, потому что дальше нам нужно было найти детей, которые были бы на них похожи. Об этом я могу рассказывать долго. Скажу лишь, что главную героиню в детстве сыграла (во взрослом возрасте ее играет Маргарита Симонова. - Ред.) Катя Самуйлина. Она не балетная, она член сборной России по художественной гимнастике, у нее уже есть медали. Эти люди вообще не знают, что такое усталость. Максимум, что они могут себе позволить, - это в перерыве между съемками уйти за декорации и тихо поплакать. Но только чтобы никто не увидел.
Не думаю, что у кого-то могут сложиться простые отношения с Большим театром. Потому что это мир, который живет по своим законам. И которому глобально никто не нужен. Большому театру не нужно, чтобы про него снимали кино, не нужно, чтобы кто-то его рекламировал. Это самодостаточная вселенная. Поэтому когда ты приходишь сюда и говоришь, что хочешь что-то такое здесь снимать, это не вызывает большой радости. Тебя сразу воспринимают как потенциальную головную боль. Со временем - и тут спасибо большое Владимиру Георгиевичу Урину - пришло понимание, что мы не пришли сюда, чтобы мешать. В моем фильме изначально не было идеи ничего разоблачать. Клише сегодня выглядит так - раз фильм про балет, значит, про стекла в пуантах. Мы, конечно, давали руководству Большого сценарий, чтобы они поняли, что это не про интриги и скандалы, которые любит желтая пресса. Что мы пришли сюда, чтобы чуть-чуть рассказать про этот мир, про людей, которые здесь живут. И в этот момент они нас поняли и смирились с тем, что мы здесь будем снимать.