Одна из наиболее наглядных историй - кинотеатр "Москва". По поводу легендарного здания на Старо-Петергофском проспекте только за март в редакцию "РГ" обратились несколько встревоженных петербуржцев. Первый в СССР трехзальный кинотеатр начали строить еще в 1937 году, а спустя тридцать лет он уже был признан одним из лучших архитектурных образцов советского времени и взят под охрану. Последний сеанс здесь прошел в 2004 году. С тех пор здание пустует. Переживать горожане начали уже тогда - здание обветшало, как-то там даже случился пожар. В 2008 году появилась надежда: памятник продали, а новый владелец (предприниматель Сергей Лагутин, за которым, как заверяли в Фонде имущества, скрывается "серьезная компания") обещал открыть в нем выставочные залы, ресторан и офисный центр. Но прошло уже почти десять лет, а здание так и стоит нетронутым.
Известно, что сроки реставрации объекта не раз переносились. Сейчас, по новому охранному обязательству, это 2019 год, причем, рассказывают в КГИОП, за разрешением на конкретные виды работ владелец до сих пор не обращался.
Еще один пример: дом Вавельберга на Малой Морской улице. Этот архитектурный памятник должны были приспособить под отель еще в 2010 году, но синий строительный забор (за которым не наблюдалось ни рабочих, ни техники) окружал здание до последнего. Пока тревогу опять-таки не забили сами петербуржцы, а СМИ не обратились к инвестору за разъяснениями. Вторая половина этого года - теперь называется такой срок ввода здания в эксплуатацию.
В обоих случаях задержки объясняют финансовыми сложностями. Да, содержание памятников истории и культуры, их реставрация требуют больших вложений, соглашаются специалисты. И если бы город не устранялся от проблемы, как это сейчас происходит (к владельцам "Москвы" власти в очередной раз пообещали применить туманные "меры административного реагирования"), то картина могла бы быть другой.
- Очень плохо, что в городе до сих пор не работают налоговые льготы для таких собственников и инвесторов. Здесь примечателен опыт Москвы: там есть программа, по которой памятники передаются в льготную аренду по ставке один рубль за один квадратный метр в год на 49 лет. Инвестор при этом должен восстановить здания за свой счет. У нас же собственники пытаются идти на хитрость, компенсируя затраты тем, что изменяют перепланировку, увеличивают площади, которые могут принести доход. Либо же через время просто теряют всяческий интерес к объекту. От усадьбы Игеля инвестор просто отказался, сейчас она бесхозная, - поясняют в городском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Не исключено, что привлекательность в глазах владельца потеряла и "Москва". Даже архитекторы, работавшие над проектом, не могут сейчас четко назвать цели использования здания. По их словам, это "будет зависеть от собственника". Тот факт, что за такой длительный срок одно из основных условий функционирования объекта не определено, вызывает вопросы. Возвращаясь к льготам, эксперты подчеркивают: при видимой мягкости в отношении инвесторов и собственников обязательно должен быть разработан жесткий механизм контроля, когда за невыполнением обязательств следует лишение льгот.
Но заброшенными стоят не только объекты, за которые уже взялись инвесторы. В Петербурге пустуют самые разные здания, и многие из них очень интересны: это, например, здание Первого Российского страхового общества на Большой Морской или Дворец культуры "Красный выборжец" на Свердловской набережной. Почти все они принадлежат городу и обладают уникальными интерьерами.
- Как минимум 50 крупных заброшенных зданий насчитать очень легко. И они могут стоять мертвым грузом годами. Странно одно: почему город не использует их временно? Помещения можно сдавать молодым предпринимателям, под творческие кластеры или выставки. А если на здание появляются планы, арендаторы сразу должны съехать. Сейчас такие объекты представляют собой какие-то "черные дыры" и деструктивно влияют на район. И хоть спрос на такую аренду есть, городу это неинтересно, - комментирует урбанист, архитектор Екатерина Новикова.