По мнению референта департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ Виталия Ковальчука, на пути к энергоэффективности наша страна за последние восемь лет уже прошла этап накопления опыта и набивания шишек.
- Сейчас нет практически ни одной отрасли, где не было бы результата от внедрения проектов энергосбережения, - говорит эксперт. - Например, в Якутии на всех котельных работают энергосервисные контракты, а во Владимирской области ими охвачены практически все типы бюджетных учреждений.
Средний Урал находится в русле общероссийского тренда, не выбиваясь в передовики, но и не отставая. Так, по словам заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Андрея Кислицына, в регионе по-прежнему значительно превышение нормативов потребления электроэнергии и газа, но при этом накоплен опыт реализации программ энергоэффективности в муниципалитетах. Например, в 2014 году при составлении рейтинга городов по этому параметру выяснилось, что половину долгов области за энергоресурсы генерируют всего 10 муниципальных образований, среди которых Тавда, Качканар, Реж, Нижняя Салда, Верх-Нейвинский. Совместные усилия бизнеса и властей позволили за три года ситуацию более-менее выровнять: почти везде потребление ресурсов снизилось вполовину. Скажем, в уходящем отопительном сезоне на генерацию тепла в этих муниципалитетах было потрачено в среднем на 60 процентов меньше газа, чем в 2014-м.
Одним из зарекомендовавших себя инструментов повышения энергоэффективности стал энергосервисный контракт (ЭСК), подразумевающий финансирование мероприятий за счет экономии на оплате ресурсов. В бюджетной сфере в год заключаются десятки ЭСК. Например, только в 2016-м одна из региональных сбытовых компаний подписала 52 контракта на сумму более 56 миллионов рублей. В рамках этих договоров в муниципалитетах модернизировали уличное освещение, насосное и воздуходувное оборудование, построили котельные, внедрили системы автоматического регулирования теплоснабжения. Например, за счет обновления сети уличного освещения в поселке Рефтинском за первые два месяца 2017 года потребление электроэнергии снизилось на 60 процентов. В Первоуральске эффект от модернизации насосного оборудования и установки систем автоматики очистных сооружений оценивается в 1,5 миллиона рублей в год. Кроме того, здесь на 25 процентов сократились ремонтные и на 35 - эксплуатационные затраты.
- Экономия позволяет бюджетникам высвобождать деньги на другие нужды города или поселка, - говорит Елена Абрамова, руководитель управления продаж дополнительных видов товаров и услуг сбытовой компании. - Но для заключения энергосервисного контракта, действительно выгодного обеим сторонам, заказчик должен предоставлять исполнителю точный объем энергопотребления как на подготовительном этапе, так и во время эксплуатации.
Массовому внедрению опыта препятствуют и другие обстоятельства.
- Компания, заключающая энергосервисный контракт в бюджетной сфере, обязана иметь четкие, понятные, долгосрочные гарантии того, что бюджетополучатель покроет его расходы на внедрение сберегающих технологий, - говорит Андрей Кислицын. - Мы на пути к тому, чтобы начать реализовывать приличные пакеты в этой сфере. Начнем работу с областных учреждений, а затем предложим отработанные технологии муниципальным.
Вторым перспективным инструментом считается заключение концессионных соглашений в сфере коммунальной энергетики. При этом повышение энергоэффективности не самоцель, а, скорее, побочный эффект от модернизации оборудования. Региональные власти всеми силами зазывают бизнес в эту непростую сферу: при минЖКХ даже действует специальная рабочая группа по содействию концессионерам. Результат налицо: за первые месяцы 2017-го подписано три договора, за 2016 год в 18 городах Среднего Урала заключено 23 концессионных соглашения на общую сумму 3,8 миллиарда рублей. Среди них, например, соглашение о модернизации системы теплоснабжения Каменска-Уральского. За пять лет на эти цели будет направлено 980 миллионов.
Минимум 550 миллионов рублей в течение 15 лет вложит теплоснабжающая компания, взявшая в 15-летнюю концессию теплосетевое хозяйство города Лесного и котельные в двух близлежащих поселках - Чащавита и Елкино. Соглашение было заключено осенью прошлого года, в 2017-м начата реализация инвестпрограммы.
- Об экономическом эффекте говорить пока рано, но он будет, так как основные мероприятия направлены на снижение потерь в тепловых сетях, повышение энергоэффективности и надежности теплоснабжения, - говорит технический директор компании-концессионера Виктор Зубович.
Кстати, с 2017 года в рамках приоритетного проекта "Повышение качества жилищно-коммунальных услуг" областной бюджет будет участвовать в концессионных соглашениях не только как сторона-подписант, но и финансово. По словам Андрея Кислицына, планируется субсидировать процентную ставку на кредитные ресурсы, привлекаемые концессионером, а также субсидирование платы концедентов (муниципалитетов), если валовой выручки с учетом действующих тарифных ограничений недостаточно для возмещения затрат.
По мнению федеральных экспертов, процесс выстраивания "энергосберегающей" экономики выходит на новый этап, который даже уже получил условное название "Энергоэффективность 2.0.". Помимо распространения положительного опыта и популяризации успешных кейсов, теперь необходимо заняться "дошлифовкой" шероховатостей в нормативной базе.
- Для эффективной работы в сфере энергосбережения имеющегося законодательства как на региональном, так и федеральном уровне достаточно, - говорит Виталий Ковальчук. - Но при этом в силу разных причин - разгильдяйства сотрудников ведомств, нестыковок или недопонимания - возникают противоречия, из-за которых нормы не работают.
Например, в 2017 году Минфин РФ направил разъяснения казначейству, которые существенно усложнили процедуру заключения ЭСК, ведь теперь в договоре необходимо указывать лимиты бюджетных ассигнований, что не всегда возможно. Другой пример на слуху у всех строителей и поставщиков осветительного оборудования. В стране действует постановление правительства, обязывающее все учреждения бюджетной сферы постепенно переходить на светодиодное освещение: в 2017 году замене подлежит 10 процентов всех ламп, в 2018-м - 30, а к 2020-му никаких других осветительных приборов остаться не должно нигде. Однако при очередной корректировке свода правил Минстрой РФ вдруг запретил использование таких ламп.
- Возникла явная коллизия: постановление правительства носит обязательный характер, свод правил - рекомендательный, - говорит Ковальчук. - Но для проектировщиков и строителей этот свод - настольная книга, они руководствуются им ежедневно, поэтому возникают затруднения.
Подобные противоречия устраняются довольно легко разъяснениями, выпущенными "виновными" ведомствами, однако на их выявление уходит время. А ведь примеры такого рода исчисляются десятками.
Еще одна задача на будущее - комплексная реализация проектов энергоэффективности. Парадокс: успешных примеров множество, но они до сих пор остаются разрозненными, во всей стране нет ни одной территории, где позитивный опыт внедрялся бы широким фронтом - не только в больницах и уличном освещении, но и в водоканале, теплосистеме, на очистных сооружениях и т. д. По словам федеральных экспертов, в скором будущем такой территорией может стать Южный административный округ Москвы, идет обсуждение подобного проекта с властями Тульской области. Не исключено, что при наличии заинтересованных сторон "энергоэффективный муниципалитет" может появиться и на Среднем Урале.