Марина, конкурсу юных чтецов "Живая классика" в этом году уже шесть лет. Не наскучило слушать одни и те же произведения в исполнении детей?
Марина Смирнова: Провокационный вопрос. Если бы каждый год дети читали одно и то же, то, конечно же, наскучило бы, но этого не происходит. Есть любопытные тенденции. Например, в Москве и Петербурге часто читают тексты победителей прошлого года, а в более отдаленных регионах победителей позапрошлого года. Это очень забавно, учитывая, что в Интернете нет расстояний и дети из дальних регионов имеют возможность посмотреть ролики на youtube в то же время, что и москвичи. Например, в 2014 году Даниила Чернышко победил во всероссийском конкурсе с рассказом "Записка" Татьяны Петросян, в 2016 году этот рассказ массово читали в Перми и Челябинске…
А современных писателей выбирают?
Марина Смирнова: В этом году читали произведения Татьяны Толстой и Людмилы Петрушевской, Наринэ Абгарян и Тамары Крюковой.
Это, скорее, исключение из правил…
Марина Смирнова: Конечно, у детей есть любимые авторы, например, многие читают Виктора Драгунского. Дети в зале уже тоже эту кашу наизусть знают и бормочут еле слышно, когда чтец на сцене выступает. Но есть что-то очень трогательное в этом многоголосье. Кстати, в этом году на московском финале была любопытная история с "Кашей" ("Тайное всегда становится явным"). Мальчик, даже внешне очень похожий на победителя конкурса 2012 года Германа Рудова, читал рассказ с интонациями, мимикой и жестами Германа. И в конце честно признался, что ему никто не помогал готовиться - он просто включал в Youtube выступление Германа и репетировал. Получается, что среди детей есть чтецы, у которых появляются фанаты и последователи. А раз есть последователи, то может возникнуть мода на чтение в манере Рудова и других победителей. И, отвечая на твой вопрос, мне очень интересно наблюдать за тем, как среди наших чтецов загораются новые и новые звездочки, наблюдать за их последователями, и я всегда получаю колоссальное удовольствие, слушая новые тексты.
Что все-таки важнее в конкурсе: вдумчивое чтение или актерское мастерство?
Марина Смирнова: Не стоит относиться к конкурсам слишком серьезно, считать, что чтецкий конкурс может быть совершенно объективным. Конкурс - это "фан". Родители, которые говорят: "Приходи с победой или не приходи совсем" (а такие бывают), просто ломают психику своим детям и обрекают их на жизнь-борьбу и постоянное самоутверждение. Победа - это когда ты счастлив, гармоничен и тебе интересно жить. Интересно соревноваться, интересно и побеждать, и проигрывать. Азарт должен быть, но конкурс - это игра, проигрыш - это тоже победа, если правильно к нему относиться.
Иногда видишь, что выступает на сцене ребенок, которому взрослые объяснили, что он гений, а он поверил, этот ребенок талантливо выступает, но видишь его высокомерие и понимаешь, что выбрав победителем, только навредишь. Были такие случаи. И члены жюри отдавали победу другим. А были дети-актеры, которые отлично играли роль, но их выступление было "по мотивам", текст не был осмыслен, пропущен через себя.
Что важнее, вдумчивое чтение или актерское мастерство? А можно ли сыграть роль, не прочитав ее вдумчиво? Я не вхожу в состав жюри, но когда я смотрю выступления, то мне важно понять, почему ребенок выбрал именно этот текст и как этот текст на него повлиял, как изменил, что он через этот текст понял. И если ответы на эти вопросы находятся, значит, это хорошее выступление.
Какова главная цель конкурса: популяризировать чтение, обращать внимание детей на современных авторов, что еще?
Марина Смирнова: Мне больше всего хочется объединить читающих детей, создать возможности для их общения и дружбы, поделиться с ними теми ресурсами, которые у нас есть. На конкурсе дети находят друг друга, они выкладывают в соцсетях селфи с другими участниками, приходят не только соревноваться, но и поддерживать, болеть. Таким детям хочется продолжать что-то делать вместе. И мы снимаем с ними фильмы, передачи, они пишут статьи. Многие дети сами пишут стихи и прозу, и на конкурсе они находят свою аудиторию, своих читателей. Мы периодически проводим с детьми литературные вечера, на которых они читают свои произведения. Можно ли увлечь чтением? Можно вовремя подсунуть интересную книжку. Наша задача затем связать этих детей между собой и предложить им какую-то совместную развивающую творческую деятельность.
Какого эффекта ты ждешь от проекта?
Марина Смирнова: Я вижу свою миссию в том, чтобы создавать для детей возможности. И очень важно при этом предоставить свободу, не объяснять, где черное, а где белое, а создать атмосферу, в которой хочется думать, обсуждать, изобретать, искать ответы.
Я жду, что любознательные дети, объединенные творчеством, будут вместе развивать свои таланты, помогать друг другу. Такие дети будут в будущем стремиться создавать ценности. Они будут философами, изобретателями, режиссерами, архитекторами, писателями. Смогут стать будущей интеллектуальной элитой нации. А откуда эти общие ценности? В том числе и из книг…
Ребята, которые были участниками первого конкурса, уже и школу закончили. Ты с ними общаешься? Им конкурс как-то в жизни пригодился?
Марина Смирнова: Для меня самое ценное в этом проекте возможность общаться с детьми, слышать их точку зрения, понимать их. Вася Архипов (рыжеволосый мальчик, который читал Радия Погодина "Что у Сеньки было?") - актер, снимался в драме Влада Фурмана "На крыльях" (дети трущоб), играет в театре, занимается организацией фестивалей. Настя Бегачева учится на первом курсе Гидрометеорологического университета. Илья Виноградов на физическом факультете учится. Герман Рудов еще школьник. По-разному судьбы складываются. Наши дети - совсем не обязательно актеры или гуманитарии, многие увлекаются математикой, естественными науками, но все они чем-то увлекаются, все они любознательные, у каждого есть какие-то цели и мечты и мечтают они не о игровой приставке и не о новых кроссовках.
Что им дал конкурс? Многие нашли друзей, кто-то стал просто увереннее в себе, кто-то научился выступать на публике, преодолел страх выхода на сцену.
Какой регион активнее всего принимает участие в конкурсе, а какой самый безразличный к чтению литературы вслух?
Марина Смирнова: Очень активно в конкурсе участвует Самарская область, Красноярский край, Тюменская, Свердловская, Челябинская области, Чеченская Республика, очень часто побеждают дети из Саратовской области, Мурманской области. Хуже всего участвует, как ни странно, Москва - около 40 процентов школ. Хотя на самом деле ничего странного нет - после упразднения института методистов в Москве не очень понятно, как возможно проводить масштабные городские школьные конкурсы. В этом году мы вышли на родительское собрание - они очень помогли проинформировать школы, но все равно по сравнению с 2012 годом в Москве количество участников уменьшилось.
Конкурс проводится не только в России, но и за рубежом. Каких русских авторов читают дети заграницей? Хоть кого-то из современных знают?
Марина Смирнова: Как ни странно, круг авторов, которых читают зарубежные участники, шире, чем у русских участников. Во-первых, они читают местных авторов, во-вторых, благодаря книжным ярмаркам, которые проводит Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, они встречаются с современными русскими писателями и неплохо знакомы с современной литературой. Но самые популярные авторы - все-таки Чехов, Зощенко, Тэффи.
Мне кажется, за время существования проекта я ни разу не слышала, как дети читают "Гарри Поттера". Вы запрещаете читать подросткам их самое любимое произведение?
Марина Смирнова: Ни в коем случае не запрещаем. На самом деле читают, конечно. У меня даже есть фотографии детей в костюмах волшебников. Но я думаю, сложность в том, что в "Гарри Поттере" важно развитие сюжета, и сюжет развивается долго, поэтому участникам сложно найти тот самый короткий эмоциональный и законченный отрывок, который хорошо прозвучит. Конан Дойля тоже мало читают - как можно сократить "Собаку Баскервилей"? Важны же детали, развитие сюжета. И если выпустить все расследование, то и слушать неинтересно.
Что за форум кураторов вы проводите теперь в Питере?
Марина Смирнова: Форум кураторов - это большая конференция для организаторов конкурса из всех регионов. В этом году мы провели форум в первый раз, и я не понимаю, почему такая очевидная идея не пришла в голову давным-давно. Во-первых, форум позволяет "сверить часы", нашу систему координат. Мы обсуждаем детали Положения и принимаем общие решения, во-вторых, форум - это учеба. Мы приглашаем писателей, издателей, ученых, которые читают нам лекции, рассказывают о книжных новинках, об интересных находках в преподавании литературы. Но самое главное - это возможность общаться между собой, обмениваться опытом.
Это очень живая, теплая конференция, похожа на встречу друзей. Мы планируем развивать и расширять этот проект, приглашать на форум не только кураторов, но и учителей, библиотекарей.
Ты принимала участие в проекте "РГ" и Государственного музея Пушкина "Читаем Онегина". Так мы узнали, что ты знаешь знаменитый роман в стихах наизусть. Что еще наизусть ты помнишь со школьной скамьи?
Марина Смирнова: В школе тексты очень легко запоминались, я любила учить наизусть, особенно в старших классах. "Горе от ума" знаю наизусть, большие отрывки из "Героя нашего времени", отрывки из "Войны и мира", отрывки из рассказов Цветаевой "Мать и музыка", "Черт", "Мой Пушкин". Я специально не учила. Мне в школе нравилось тексты анализировать, находить какие-то неожиданные смыслы. Я всегда и все, кроме детективов и фантастики, читала с карандашом. Столько книг перепортила! Делала пометки на полях, закладки подписывала. Такое медленное чтение и перечитывание заставляет невольно запоминать. То есть я не зубрила. А когда случайно запомнил, очень приятно текст внутри себя складывать, как пазл.
Как использовала это в дальнейшем?
Марина Смирнова: Позже в Университете я написала несколько статей по интертекстуальным связям, я у всех почти современных русских авторов интертекстуальность видела, потому что я внимательно прочитала классику, а она наш общий бэкграунд. И аллюзии и реминисценции совершенно непроизвольно возникают. Внимательные читатели ведь себе текст присваивают, впитывают и считают своим. А все хорошие писатели, наверное, - внимательные читатели. По крайней мере я в своей жизни ни одного не читающего писателя не встречала.
Если бы тебе сегодня предложили выступать на конкурсе чтецов, какое произведение ты бы выбрала?
Марина Смирнова: Я, честно говоря, уже и выбрала, и прочитала. Мы решили проводить в нашей группе в контакте соревнования между взрослыми и детьми. И я стала выбирать текст. Перечитала любимые романы Набокова, очень хотела выбрать что-то из "Других берегов", потом думала выбрать отрывок из "Завтрака у Тиффани", потом был "Петербург" Андрея Белого, "Мелкий бес" Федора Сологуба, потом хотела любимую "Полианну" прочитать (мне кажется, из этой книги не вырастают), "Чтец" Шлинка. Я перечитывала любимые книги, а коллеги сердились, что я никак не могу выбрать текст, говорили, что торможу проект. Но зато я почувствовала себя тем самым ребенком, который начал выбирать свое произведение, и тут глаза разбежались. Зачитался. И ты уже совсем в другом мире. И скорее всего даже до конкурса не дойдешь. Но это и не важно. Многие дети, думаю, как и я, отсеиваются на этапе выбора текста. Просто зачитываются. И слава богу. В этом и есть задача проекта.
В общем, я с самого начала почти вылетела из своего собственного проекта. И тут на меня с упреком упала с полки книга Битова "Автобус"…
Это точно неспроста! Расскажи, какое Андрей Георгиевич имеет отношение к фонду?
Марина Смирнова: Писатель Андрей Битов один из самых важных людей в моей жизни. Он был первым "живым классиком" в моей жизни, в его честь и с мыслями о нем мы называли свою организацию "Живая классика". Вначале был Битов. Для нас. Для меня. С него все начиналось: диплом, диссертация, первый фестиваль, фонд… И вот падает мне в руки книга "Аптекарский остров" - это первый том "Империи в четырех измерениях", его ранние рассказы. И я открываю первый рассказ "Автобус" и читаю: "Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь. То есть не надо, а можно писать всю жизнь. Пиши себе и пиши: ты кончишься, и она кончится". Эти строчки меня просто заворожили, было ощущение, что это мои собственные мысли напечатаны. Этот рассказ очень мощный. Он производит впечатление болтовни, его проскакиваешь, а там все сказано, все "самое главное". Я убеждена, что этот рассказ должен быть в школьной программе по литературе. Рассказ я выучила, но прочитала уже в фильме "Автобус", который мы сняли с друзьями.
Кстати, с 20 апреля будут проходить Большие битовские чтения, называются "Битов. Восемь, ноль". Что это за проект? Это мое предложение ко всем прочитать Битова вслух. Ну и на телефон записать, конечно, выложить на специальный сайт. Юбилей отличный повод по-настоящему прочитать замечательного русского писателя. Давайте ценить при жизни. Андрею Георгиевичу 27 мая исполнится 80 лет.
Справка "РГ"
Марина Смирнова - литературовед. С красным дипломом окончила Филологический факультет СПбГУ по специальности "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", окончила аспирантуру (кафедра истории русской литературы). Сфера научных интересов: русская литература XX-XXI вв., поэтика, культурология. Лауреат молодежной премии "Триумф" (2008) и премии "Гражданская инициатива" (2013).
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"