Смирнова: Любознательные дети смогут стать будущей элитой нации

Каждый год в мае в международном детском центре "Артек" беспрерывно звучит классическая и современная литература. Это проделки очаровательной Марины Смирновой, президента фонда "Живая классика". Вот уже шесть лет она разыскивает талантливых школьников по всему миру, проводя конкурс юных чтецов "Живая классика". Марину едва ли можно отличить от некоторых участниц соревнования - хрупкая, шустрая, деятельная и веселая. Как-то в одном из видеороликов, снятых для проекта, на вопрос, сколько у нее детей, она, не задумываясь, ответила: два миллиона. Именно столько ребят приняло участие в первый год проекта. Теперь их, наверное, около 12 миллионов. Что читают современные дети, для чего нужен такой масштабный конкурс юных чтецов и при чем тут Андрей Битов - об этом наш разговор с Мариной Смирновой.

Марина, конкурсу юных чтецов "Живая классика" в этом году уже шесть лет. Не наскучило слушать одни и те же произведения в исполнении детей?

Марина Смирнова: Провокационный вопрос. Если бы каждый год дети читали одно и то же, то, конечно же, наскучило бы, но этого не происходит. Есть любопытные тенденции. Например, в Москве и Петербурге часто читают тексты победителей прошлого года, а в более отдаленных регионах победителей позапрошлого года. Это очень забавно, учитывая, что в Интернете нет расстояний и дети из дальних регионов имеют возможность посмотреть ролики на youtube в то же время, что и москвичи. Например, в 2014 году Даниила Чернышко победил во всероссийском конкурсе с рассказом "Записка" Татьяны Петросян, в 2016 году этот рассказ массово читали в Перми и Челябинске…

А современных писателей выбирают?

Марина Смирнова: В этом году читали произведения Татьяны Толстой и Людмилы Петрушевской, Наринэ Абгарян и Тамары Крюковой.

255 лучших чтецов со всей России в этом году поедут в лагерь мечты - "Артек"

Это, скорее, исключение из правил…

Марина Смирнова: Конечно, у детей есть любимые авторы, например, многие читают Виктора Драгунского. Дети в зале уже тоже эту кашу наизусть знают и бормочут еле слышно, когда чтец на сцене выступает. Но есть что-то очень трогательное в этом многоголосье. Кстати, в этом году на московском финале была любопытная история с "Кашей" ("Тайное всегда становится явным"). Мальчик, даже внешне очень похожий на победителя конкурса 2012 года Германа Рудова, читал рассказ с интонациями, мимикой и жестами Германа. И в конце честно признался, что ему никто не помогал готовиться - он просто включал в Youtube выступление Германа и репетировал. Получается, что среди детей есть чтецы, у которых появляются фанаты и последователи. А раз есть последователи, то может возникнуть мода на чтение в манере Рудова и других победителей. И, отвечая на твой вопрос, мне очень интересно наблюдать за тем, как среди наших чтецов загораются новые и новые звездочки, наблюдать за их последователями, и я всегда получаю колоссальное удовольствие, слушая новые тексты.

Что все-таки важнее в конкурсе: вдумчивое чтение или актерское мастерство?

Марина Смирнова: Не стоит относиться к конкурсам слишком серьезно, считать, что чтецкий конкурс может быть совершенно объективным. Конкурс - это "фан". Родители, которые говорят: "Приходи с победой или не приходи совсем" (а такие бывают), просто ломают психику своим детям и обрекают их на жизнь-борьбу и постоянное самоутверждение. Победа - это когда ты счастлив, гармоничен и тебе интересно жить. Интересно соревноваться, интересно и побеждать, и проигрывать. Азарт должен быть, но конкурс - это игра, проигрыш - это тоже победа, если правильно к нему относиться.
Иногда видишь, что выступает на сцене ребенок, которому взрослые объяснили, что он гений, а он поверил, этот ребенок талантливо выступает, но видишь его высокомерие и понимаешь, что выбрав победителем, только навредишь. Были такие случаи. И члены жюри отдавали победу другим. А были дети-актеры, которые отлично играли роль, но их выступление было "по мотивам", текст не был осмыслен, пропущен через себя.

Что важнее, вдумчивое чтение или актерское мастерство? А можно ли сыграть роль, не прочитав ее вдумчиво? Я не вхожу в состав жюри, но когда я смотрю выступления, то мне важно понять, почему ребенок выбрал именно этот текст и как этот текст на него повлиял, как изменил, что он через этот текст понял. И если ответы на эти вопросы находятся, значит, это хорошее выступление.

Какова главная цель конкурса: популяризировать чтение, обращать внимание детей на современных авторов, что еще?

Марина Смирнова: Мне больше всего хочется объединить читающих детей, создать возможности для их общения и дружбы, поделиться с ними теми ресурсами, которые у нас есть. На конкурсе дети находят друг друга, они выкладывают в соцсетях селфи с другими участниками, приходят не только соревноваться, но и поддерживать, болеть. Таким детям хочется продолжать что-то делать вместе. И мы снимаем с ними фильмы, передачи, они пишут статьи. Многие дети сами пишут стихи и прозу, и на конкурсе они находят свою аудиторию, своих читателей. Мы периодически проводим с детьми литературные вечера, на которых они читают свои произведения. Можно ли увлечь чтением? Можно вовремя подсунуть интересную книжку. Наша задача затем связать этих детей между собой и предложить им какую-то совместную развивающую творческую деятельность.

Победа - это когда ты счастлив, гармоничен и тебе интересно жить

Какого эффекта ты ждешь от проекта?

Марина Смирнова: Я вижу свою миссию в том, чтобы создавать для детей возможности. И очень важно при этом предоставить свободу, не объяснять, где черное, а где белое, а создать атмосферу, в которой хочется думать, обсуждать, изобретать, искать ответы.
Я жду, что любознательные дети, объединенные творчеством, будут вместе развивать свои таланты, помогать друг другу. Такие дети будут в будущем стремиться создавать ценности. Они будут философами, изобретателями, режиссерами, архитекторами, писателями. Смогут стать будущей интеллектуальной элитой нации. А откуда эти общие ценности? В том числе и из книг…

Ребята, которые были участниками первого конкурса, уже и школу закончили. Ты с ними общаешься? Им конкурс как-то в жизни пригодился?

Марина Смирнова: Для меня самое ценное в этом проекте возможность общаться с детьми, слышать их точку зрения, понимать их. Вася Архипов (рыжеволосый мальчик, который читал Радия Погодина "Что у Сеньки было?") - актер, снимался в драме Влада Фурмана "На крыльях" (дети трущоб), играет в театре, занимается организацией фестивалей. Настя Бегачева учится на первом курсе Гидрометеорологического университета. Илья Виноградов на физическом факультете учится. Герман Рудов еще школьник. По-разному судьбы складываются. Наши дети - совсем не обязательно актеры или гуманитарии, многие увлекаются математикой, естественными науками, но все они чем-то увлекаются, все они любознательные, у каждого есть какие-то цели и мечты и мечтают они не о игровой приставке и не о новых кроссовках.

Что им дал конкурс? Многие нашли друзей, кто-то стал просто увереннее в себе, кто-то научился выступать на публике, преодолел страх выхода на сцену.

Какой регион активнее всего принимает участие в конкурсе, а какой самый безразличный к чтению литературы вслух?

Марина Смирнова: Очень активно в конкурсе участвует Самарская область, Красноярский край, Тюменская, Свердловская, Челябинская области, Чеченская Республика, очень часто побеждают дети из Саратовской области, Мурманской области. Хуже всего участвует, как ни странно, Москва - около 40 процентов школ. Хотя на самом деле ничего странного нет - после упразднения института методистов в Москве не очень понятно, как возможно проводить масштабные городские школьные конкурсы. В этом году мы вышли на родительское собрание - они очень помогли проинформировать школы, но все равно по сравнению с 2012 годом в Москве количество участников уменьшилось.

Конкурс проводится не только в России, но и за рубежом. Каких русских авторов читают дети заграницей? Хоть кого-то из современных знают?

Марина Смирнова: Как ни странно, круг авторов, которых читают зарубежные участники, шире, чем у русских участников. Во-первых, они читают местных авторов, во-вторых, благодаря книжным ярмаркам, которые проводит Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, они встречаются с современными русскими писателями и неплохо знакомы с современной литературой. Но самые популярные авторы - все-таки Чехов, Зощенко, Тэффи.

Мне кажется, за время существования проекта я ни разу не слышала, как дети читают "Гарри Поттера". Вы запрещаете читать подросткам их самое любимое произведение?

Марина Смирнова: Ни в коем случае не запрещаем. На самом деле читают, конечно. У меня даже есть фотографии детей в костюмах волшебников. Но я думаю, сложность в том, что в "Гарри Поттере" важно развитие сюжета, и сюжет развивается долго, поэтому участникам сложно найти тот самый короткий эмоциональный и законченный отрывок, который хорошо прозвучит. Конан Дойля тоже мало читают - как можно сократить "Собаку Баскервилей"? Важны же детали, развитие сюжета. И если выпустить все расследование, то и слушать неинтересно.

Что за форум кураторов вы проводите теперь в Питере?

Марина Смирнова: Форум кураторов - это большая конференция для организаторов конкурса из всех регионов. В этом году мы провели форум в первый раз, и я не понимаю, почему такая очевидная идея не пришла в голову давным-давно. Во-первых, форум позволяет "сверить часы", нашу систему координат. Мы обсуждаем детали Положения и принимаем общие решения, во-вторых, форум - это учеба. Мы приглашаем писателей, издателей, ученых, которые читают нам лекции, рассказывают о книжных новинках, об интересных находках в преподавании литературы. Но самое главное - это возможность общаться между собой, обмениваться опытом.

Это очень живая, теплая конференция, похожа на встречу друзей. Мы планируем развивать и расширять этот проект, приглашать на форум не только кураторов, но и учителей, библиотекарей.

Ты принимала участие в проекте "РГ" и Государственного музея Пушкина "Читаем Онегина". Так мы узнали, что ты знаешь знаменитый роман в стихах наизусть. Что еще наизусть ты помнишь со школьной скамьи?

Марина Смирнова: В школе тексты очень легко запоминались, я любила учить наизусть, особенно в старших классах. "Горе от ума" знаю наизусть, большие отрывки из "Героя нашего времени", отрывки из "Войны и мира", отрывки из рассказов Цветаевой "Мать и музыка", "Черт", "Мой Пушкин". Я специально не учила. Мне в школе нравилось тексты анализировать, находить какие-то неожиданные смыслы. Я всегда и все, кроме детективов и фантастики, читала с карандашом. Столько книг перепортила! Делала пометки на полях, закладки подписывала. Такое медленное чтение и перечитывание заставляет невольно запоминать. То есть я не зубрила. А когда случайно запомнил, очень приятно текст внутри себя складывать, как пазл.

Как использовала это в дальнейшем?

Марина Смирнова: Позже в Университете я написала несколько статей по интертекстуальным связям, я у всех почти современных русских авторов интертекстуальность видела, потому что я внимательно прочитала классику, а она наш общий бэкграунд. И аллюзии и реминисценции совершенно непроизвольно возникают. Внимательные читатели ведь себе текст присваивают, впитывают и считают своим. А все хорошие писатели, наверное, - внимательные читатели. По крайней мере я в своей жизни ни одного не читающего писателя не встречала.

Если бы тебе сегодня предложили выступать на конкурсе чтецов, какое произведение ты бы выбрала?

Марина Смирнова: Я, честно говоря, уже и выбрала, и прочитала. Мы решили проводить в нашей группе в контакте соревнования между взрослыми и детьми. И я стала выбирать текст. Перечитала любимые романы Набокова, очень хотела выбрать что-то из "Других берегов", потом думала выбрать отрывок из "Завтрака у Тиффани", потом был "Петербург" Андрея Белого, "Мелкий бес" Федора Сологуба, потом хотела любимую "Полианну" прочитать (мне кажется, из этой книги не вырастают), "Чтец" Шлинка. Я перечитывала любимые книги, а коллеги сердились, что я никак не могу выбрать текст, говорили, что торможу проект. Но зато я почувствовала себя тем самым ребенком, который начал выбирать свое произведение, и тут глаза разбежались. Зачитался. И ты уже совсем в другом мире. И скорее всего даже до конкурса не дойдешь. Но это и не важно. Многие дети, думаю, как и я, отсеиваются на этапе выбора текста. Просто зачитываются. И слава богу. В этом и есть задача проекта.

В общем, я с самого начала почти вылетела из своего собственного проекта. И тут на меня с упреком упала с полки книга Битова "Автобус"…

Это точно неспроста! Расскажи, какое Андрей Георгиевич имеет отношение к фонду?

Марина Смирнова: Писатель Андрей Битов один из самых важных людей в моей жизни. Он был первым "живым классиком" в моей жизни, в его честь и с мыслями о нем мы называли свою организацию "Живая классика". Вначале был Битов. Для нас. Для меня. С него все начиналось: диплом, диссертация, первый фестиваль, фонд… И вот падает мне в руки книга "Аптекарский остров" - это первый том "Империи в четырех измерениях", его ранние рассказы. И я открываю первый рассказ "Автобус" и читаю: "Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь. То есть не надо, а можно писать всю жизнь. Пиши себе и пиши: ты кончишься, и она кончится". Эти строчки меня просто заворожили, было ощущение, что это мои собственные мысли напечатаны. Этот рассказ очень мощный. Он производит впечатление болтовни, его проскакиваешь, а там все сказано, все "самое главное". Я убеждена, что этот рассказ должен быть в школьной программе по литературе. Рассказ я выучила, но прочитала уже в фильме "Автобус", который мы сняли с друзьями.

Кстати, с 20 апреля будут проходить Большие битовские чтения, называются "Битов. Восемь, ноль". Что это за проект? Это мое предложение ко всем прочитать Битова вслух. Ну и на телефон записать, конечно, выложить на специальный сайт. Юбилей отличный повод по-настоящему прочитать замечательного русского писателя. Давайте ценить при жизни. Андрею Георгиевичу 27 мая исполнится 80 лет.

Справка "РГ"

Марина Смирнова - литературовед. С красным дипломом окончила Филологический факультет СПбГУ по специальности "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", окончила аспирантуру (кафедра истории русской литературы). Сфера научных интересов: русская литература XX-XXI вв., поэтика, культурология. Лауреат молодежной премии "Триумф" (2008) и премии "Гражданская инициатива" (2013).

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"