Речь идет о поправках в закон о защите прав потребителей. Их разработал Роспотребнадзор. В марте правительство внесло законопроект в Госдуму. Если он будет принят, агрегаторы должны будут нести ответственность за достоверность информации, предоставляемой о продавцах, товарах и услугах, и отвечать рублем перед покупателями при возникновении претензий. Между тем участники рынка и эксперты просят доработать законопроект, чтобы он не стал барьером для дальнейшего развития электронной коммерции в России.
Россияне все чаще покупают в Сети. Объем продаж в онлайне вырос в 2016 году на 7%, традиционная розница напротив упала на 10, рассказал глава Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин: "По прогнозам, в ближайшие несколько лет сегмент электронных продаж вырастет до 20 процентов. В среднем уже половина интернет-пользователей в России совершает покупки товаров в Сети".
Особенность электронной коммерции в том, что контакта между продавцом и покупателем практически нет, констатировала руководитель Роспотребнадзора Анна Попова: "Покупатель не всегда знает, кто поставляет ему товар или услугу, кто отвечает за качество и кто гарантирует безопасность той или иной услуги. Поэтому есть необходимость менять законодательство, чтобы оно больше соответствовало требованиям сегодняшнего дня".
Как уточняют в Роспотребнадзоре, товарные агрегаторы не идентифицируются как классические продавцы, поэтому фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей. В результате не несут ответственность за соблюдение прав потребителей на информацию о продавце, изготовителе товара или исполнителе услуги. Поэтому ведомство предлагает ввести понятие агрегаторов товаров и услуг, наделить их самостоятельной ответственностью перед потребителями.
Однако участники рынка предлагают ряд корректировок к законопроекту. По мнению Артема Соколова, исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли, в текст нужно внести оговорку, касающуюся условий возвращения сделанной покупателем предоплаты. "Если товарный агрегатор уже перечислил средства, полученные от потребителя продавцу, то возвращать будет просто нечего, - отметил Соколов. - Поэтому нужно сделать уточнение, что возврат средств осуществляется покупателю только в том случае, если они не были переданы продавцу".
В Российской ассоциации электронных коммуникаций обращают внимание на то, что в законопроекте речь идет не только о товарах, но и об услугах. По словам представителя РАЭК Ивана Кургузова, для потребителей то и другое выглядит одинаково. Но эти два сектора устроены совершенно по-разному. "Мы считаем принципиальным отделение товаров от услуг", - пояснил Кургузов. Комитет Госдумы по информационной политике соберет все предложения, возникшие по законопроекту, для детального обсуждения.