- Замена спектакля в день, когда с Евтушенко прощались в Америке, - мое единоличное решение, - пояснил директор Владимирского театра драмы Борис Гунин. - Мы хотели воздать почести великому поэту, с которым были знакомы лично и с которым нас связывали добрые человеческие отношения.
За последние шесть лет Евгений Александрович трижды приезжал во Владимир и выступал со своими произведениями в драмтеатре: в мае 2011 года, в июле 2014-го и в декабре 2015-го.
Идея постановки у молодого режиссера Владимира Кузнецова, видевшего спектакль по стихам Евтушенко "Нет лет" на Таганке, возникла после его второго приезда, в июле 2014 года. Тогда директор театра связался с поэтом, и тот посоветовал: "По стихам не надо, давайте по поэме "Мама и нейтронная бомба". А узнав о сомнениях в его сценичности, предложил для постановки "Голубь Сантьяго". Но режиссер снова отказался: "Это замечательное произведение, но мы не сможем его перенести на сцену".
Председатель попечительского совета театра доктор филологических наук Виктор Малыгин со школьных лет увлечен поэзией Евтушенко и собрал огромную библиотеку произведений поэта. Кузнецов уходил от Малыгина с едва подъемными сумками с книгами. И такое углубление в творчество еще раз убедило молодого режиссера в мысли поставить поэтические хроники.
- Его метафоры, образы, сравнения, боль и ностальгия, с которыми он писал о России, били в самое сердце, - поясняет Владимир Кузнецов. - Захотелось показать историю страны через его поэзию от Стеньки Разина до Братской ГЭС так, чтобы одно произведение вытекало из другого. Директор мое решение одобрил, вместе с ним нашли в расписании свободное окно для работы над новым спектаклем. Первая репетиция прошла летом 2015 года. Премьера состоялась в ноябре, а в декабре к нам специально приехал Евтушенко: 14 декабря провел в театре свой творческий вечер, а 15 декабря посмотрел спектакль.
Долго спорили о названии. Поняли: это должно быть столкновение различных событий, стыковочные времена! Так родилось название "На стыке времен". Его Евтушенко принял не сразу.
- Я как раз был у Евгения Александровича в Переделкине, - вспоминает Виктор Малыгин. - Спрашивает: "Как назвали пьесу?" Отвечаю: "На стыке времен". Говорит: "Чудовищное название! Срочно звони и говори: я - против!" Когда прошла премьера, он спросил меня, как назвали. "На стыке времен". "Ну, я приеду, посмотрю". Посмотрел. "Все, у меня претензий нет".
Из Переделкина во Владимирский драматический театр Евгения Евтушенко привозил и вел его поэтические вечера Виктор Малыгин. Их довольно близкому знакомству предшествовала случайность.
- Когда Евгений Евтушенко начал готовить к выпуску пятитомную антологию "Десять веков русской поэзии", издательству потребовались гарантии, что она будет продаваться, - рассказывает Виктор Трофимович. - И он стал рассылать письма с просьбой направлять в издательство заявки. Такое письмо пришло и мне, ректору Владимирского педагогического университета. Ответил, что поэзию Евтушенко знаю и люблю с детства. И обещал, что мы - профессора, студенты, школьные библиотеки - его поддержим. Сразу же от него пришел ответ. Просил разрешения включить часть моего письма в рекламный проспект. А вскоре написал третье письмо: "я во Владимире бывал, еще раз хотелось бы приехать, там живут хорошие люди". Я пришел к Гунину: давай пригласим Евтушенко в театр.
У организаторов были сомнения, что соберут публику. Оказалось, зря волновались. Помог тогдашний мэр Владимира Сергей Сахаров. И эта поддержка оказалась глубоко личной. Его отец - фанат Евтушенко.
Третья встреча поэта с владимирской публикой административной поддержки не потребовала. 14 декабря зал драмтеатра едва вместил всех желающих. А 15 декабря Евгений Евтушенко сам стал зрителем спектакля по своим произведениям. Если быть точным, то в нем прозвучали фрагменты из глав поэмы "Братская ГЭС" и 12 стихов - "Свадьбы", "Армия", "Бабий Яр", "Сапоги", "Монолог актрисы", "Репортаж из прошлого века. Матч СССР - ФРГ"…
- Я сидел рядом с ним, он плакал в тех же эпизодах, где и я, - вспоминает Борис Гунин. - И сказал, что это лучшая постановка его произведений на сцене.
Ну а потом в холле театра состоялось обсуждение с творческим коллективом. В нем принимал участие и маленький сын режиссера Сергея Кузнецова, занятый в спектакле. И отец шепнул ему: "Вадик, запоминай великие минуты".
Евтушенко подробно анализировал постановку. К сожалению, многое уже ушло из памяти. Но каждый запомнил слова, сказанные в свой адрес.
- Евгений Александрович посоветовал мне в "Казни Стеньки Разина" поерничать и в словах "шапки в небо и пляши" сделать упор на "я", - вспоминает народный артист Российской Федерации, исполнитель главных ролей Николай Горохов. - А о режиссере сказал: "Суперталантливый парень". Хвалил его сына.
Николая Горохова Евтушенко увлек своей гражданственностью.
- К сожалению, сейчас в ходу девиз "бери от жизни все", - делится народный артист России. - Настоящего гражданственного отношения к Родине, к людям, к своей истории все меньше и меньше.
Видимо, чувствуя единомышленника, за полтора года до премьеры "На стыке времен" на стене гримерной Горохова Евгений Евтушенко написал: "В этой маленькой гримерке я счастливей, чем в Нью-Йорке. Дорогому Николаю Горохову - здесь аура настоящего большого актера".
Спектакль "На стыке времен" в 2016 году получил Гран-при жюри Всероссийского театрального фестиваля "У Золотых ворот". Был номинирован на фестивале "Золотой Витязь" и завоевал его главный приз как лучший спектакль из 300 спектаклей театров России и славянской Европы.
У владимирского писателя Николая Лалакина сохранилась книга статей Евгения Евтушенко "Талант есть чудо неслучайное" с автографом автора: "Дорогому Коле Лалакину - свидетелю моего владимирского позора и моему единственному защитнику в то морозное время".
- В середине января 1976 года мы решили пригласить Евгения Евтушенко. Тогда я руководил литобъединением "Лукоморье" и клубом любителей книги в Доме культуры Владимирского тракторного завода (ВТЗ). В парткоме завода выделили "Волгу". Мы забрали Евтушенко прямо из его дома на Фрунзенской набережной в Москве, а на границе с Владимирской областью вручили символический ключ от Владимира. На заводе он прошел по цехам, встретился с рабочими, а потом выступил перед ними. В зале была мертвая тишина - так его внимательно слушали. Утром мы должны были ехать на микроавтобусе в Суздаль. Планировалось выступление поэта на заводе "Электроприбор". А на следующий день собирались в Гусь-Хрустальный. Евтушенко хотел побывать у стеклодувов и в колхозе.
Но заместитель секретаря парткома ВТЗ отзывает меня и говорит: "Мне дана команда показать ему Суздаль, накормить и отправить в Москву". Звоню секретарю обкома партии по идеологии Шагову из автомата: "Что сказать Евтушенко? У нас эпидемия гриппа?" Я дерзким был. А он возмущается: "Ты кого нам привез?" Отвечаю: "Поэта гражданского звучания!" Кричит: "Что ты говоришь! Он критикует начальство, называет краснопузыми, краснолицыми! Ты завтра работать не будешь!" Я тогда был корреспондентом "Комсомольской искры". Евтушенко не понял, почему такое произошло, хотел выяснить. Пошел в обком к первому секретарю, но того не было, обратился к Шагову. На следующий день у нас - идеологическое совещание. Шагов говорит: "Надо бороться с идеологией Запада и инакомыслие пресекать. Лалакин, встаньте! Вы представляете, кого он привез?" Я опять возмутился: "Евтушенко сказал, что был в 80 странах и только Франко в Испанию не пустил, а из Владимира его выгнали!"
Но, судя по тому, что поэт назвал Владимир городом, где живут хорошие люди, обиды на самих владимирцев он не держал.