В городах ДФО не нашлось места для строительства парковок

К проблеме парковки автомобилей на газонах привлекут правительство страны. Такое решение несколько дней назад приняли в Госдуме. От руководства РФ попросят разъяснить ряд понятий, определить сферы ответственности и размеры штрафов. Уже только этот факт свидетельствует: складывается ситуация, когда машин становится больше, чем могут вместить улицы наших городов. Как выходят из положения в дальневосточных муниципалитетах, выясняли корреспонденты "РГ".

Кто раньше встал…

Ответ на вопрос, как решается во Владивостоке проблема дефицита парковок, звучит следующим образом: "Никак". И не потому, что ее не существует.

Столица Приморья считается одним из самых автомобилизированных городов России - по данным за прошлый год, на тысячу жителей здесь 437 машин. В рабочие дни они стоят у обочин дорог вплотную, найти свободное место невозможно, поэтому нередко образуется второй ряд. Авто располагаются и там, где стоянка запрещена, но иного выхода нет. ГИБДД периодически оформляет эвакуацию автомобилей-нарушителей, но это сизифов труд: владелец получает проблемы, но на обочине дороги тут же паркуется кто-то другой.

- Городу нужны парковочные места или просто стоянки, чтобы, приезжая в центр, можно было оставить машину и отправиться по своим делам. Зачастую на выискивание свободного местечка даже на платной стоянке тратится около получаса, - говорит зампред Общества защиты прав автомобилистов Приморского края Константин Шатоба.

 За решение проблемы мэрия взялась в прошлом году. При всем дефиците земли в центре Владивостока были найдены четыре участка, где можно было бы построить многоуровневую парковку. Но денег на это у муниципалитета нет, поэтому решили предложить проект бизнесу. Предприниматели посчитали и отказались: затраты велики, а гарантии окупаемости нет, поскольку автомобилисты предпочитают ставить авто где попало, но бесплатно.

Можно было бы соорудить паркоматы вдоль некоторых дорог, но несогласие выразила прокуратура, увидев расхождение соответствующих муниципальных нормативных правовых актов с законодательством РФ.

"После ввода системы платных парковок люди, работающие в центре, поймут, что им стало невыгодно ездить в офисы на автомобилях", - надеются в администрации Владивостока, одновременно улаживая противоречия в правовых актах.

Словом, какую-то работу по организации платных мест для стоянки личного транспорта администрация города вела. Была даже названа удивительно точная цифра, сколько машин может уместиться на многоярусных парковках и в паркоматах вдоль дорог - 3113. Но пока воз и ныне там. Автовладельцы сейчас могут надеяться только на свою расторопность: кто с утра пораньше занял свободное место у обочины - у того удачно начался рабочий день.

Мир машин

По информации мэрии Южно-Сахалинска, в настоящее время в городе 38 плоскостных автостоянок на шесть тысяч машиномест и три многоуровневых на 450. Этого мало. От нехватки парковочных мест страдают все: автовладельцы, пешеходы, коммунальные и экстренные службы.

- В 90-е годы прошлого века платные автостоянки были заполнены машинами, даже "Запорожец" боялись бросать во дворе. В последние годы такое хранение не так актуально, водители оставляют автомобили во дворах. Времена спокойные, транспорт оснащен системами безопасности, - рассказывает местный житель Евгений Осипов.

Типична ситуация, когда утром и вечером горожане не могут выбраться из двора: машинами заняты и пешеходные дорожки, и проезжая часть.

Катастрофически не хватает парковок при административных зданиях, офисных и торговых центрах. Например, около одного из городских ТЦ насчитывается всего около десяти машиномест. Невозможно подъехать к Пенсионному фонду, пожилым водителям приходится парковать авто далеко от здания и идти до него пешком.

В Южно-Сахалинске до 2020 года планируют соорудить несколько автостоянок на два десятка тысяч мест. Правда, строить их негде

Многие автолюбители, чтобы занять заветное местечко и не попасть в сумасшедшие пробки, выезжают на работу утром как можно раньше.

Решению проблемы посвящена отдельная подпрограмма муниципальной программы "Совершенствование пространственной организации территории Южно-Сахалинска на 2015-2020 годы". Итогом пяти лет работы должно стать появление многоуровневых и механизированных автостоянок на 11940 машиномест, обычных - на 2990, а также обустройство плоскостных - на 6100 машиномест. Таким образом, обеспеченность "стойлами" для железных коней вырастет до 67 процентов.

Основная загвоздка - автостоянки попросту негде строить. Как обозначено в программе, в общественно-деловых зонах центральной части города "не представляется возможным выделение земельных участков". Нелегко и привлечь инвесторов. Тем не менее чиновники пытаются найти выход.

- Для строительства многоуровневых стоянок на территории города сформированы пять земельных участков, - говорит начальник отдела по взаимодействию со СМИ мэрии Александра Бегалова. - Решается проблема финансирования, в том числе за счет средств частных инвесторов. Кроме того, уже в 2017 году планируется обустроить в центре города три общественных бесплатных парковки, и еще одна многоуровневая автостоянка появится при крупном ТЦ.

Парковочные войны

Сегодня у каждого третьего хабаровчанина есть автомобиль, и по статистике около 40 процентов владельцев пользуются им ежедневно. Так что проблема с недостатком парковочных мест чрезвычайно актуальна. Но полупустая парковка на улице Ленина, единственная платная муниципальная стоянка в центре города, наглядно показывает, что многие предпочитают с выгодой для кошелька оставлять свое авто в ближайшем дворе, а то и вовсе под запрещающим знаком.

Жители центра города как могут ограждают свои дворы от чужаков, ставят шлагбаумы, заборы. Но сооружать новые парковки в центре сейчас негде. И вот с восьми утра до семи вечера все прилегающие к "красному квадрату" улицы превращаются в одну большую стоянку. От этого страдают и владельцы кафе и магазинов, все гостевые парковки которых с утра занимают приехавшие на работу сотрудники соседних офисов.

Но проблема с парковками - печаль не только центрального района. Как и в других городах, не имеющие гаражей автовладельцы предпочитают оставлять своих железных коней не на платных стоянках (цена вопроса - 80-150 рублей за ночь), а во дворах жилых домов. В своих или соседних, если у родного подъезда мест уже не осталось. Перестали быть экзотикой парковочные войны. Все больше автовладельцев стараются заиметь для себя "именное" место во дворе и готово жестко его защищать. В дело идет любое оружие - прокалывающая колеса заточка, разъедающая блок-фары автомобилей кислота, портящая их внешний вид краска.

- Проблема со стоянками в городе исчезнет только с организацией платного паркинга, - считает Евгений Косицин, главный специалист управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска. - Парковка на улице Ленина хоть и не пользуется ажиотажным спросом, но функцию свою выполняет, свободные места там есть всегда. Мы разработали проекты еще трех. Но вот когда эти планы воплотятся в жизнь, сказать пока не могу.