Почему Вячеслав Полунин запретил слово "работа"

В рамках проекта "В Петербурге #можноВСЕ" в актовый зал экономического факультета СПбГУ приходят известные люди. Вопросы им задают как в чате, так и непосредственно "с места".

- В Питере я с 1967 года. "Прилип" к городу, - рассказывает клоун Вячеслав Полунин. - Когда-то мама сказала мне: "Учись на экономиста!" Я поступил в инженерно-экономический институт, окончил три курса с огромными сложностями. Рассчитывать котлы паровые - это не по мне, я был звездой самодеятельности. Привез маму в молодежный мюзик-холл, посадил в первый ряд. Она посмотрела и сказала: "Слава, бросай институт". Поверила, что я смогу зарабатывать на жизнь концертами.

Ходил в ДК Кирова, смотрел старое кино, выучил наизусть все фильмы Чаплина, Ллойда, мультипликацию Диснея, - у меня уже была профессия! Самый лучший способ чему-то научиться - начать преподавать. Я стал всюду учить людей, и вместе с учениками мы начали разбираться: а что это, а как происходит то?

Вам не кажется, что вы разучились смеяться?

Вячеслав Поунлин: Наоборот. Хохочу каждый день, все мои друзья хохочут. Ничего не изменилось, все крепчает. Все время меня спрашивают, в чем секрет успеха? Как можно больше смеющихся, радующихся, счастливых людей - это самое главное. Я люблю создавать вокруг себя карнавал, который ухитряется убрать все правила. "Система" всегда скучна, порядочна, а вот хаос... Главное, чтобы хаос был органичным.

В 2013 году вы возглавили Цирк на Фонтанке. Какие выводы сделали из этой трехлетней истории?

Вячеслав Полунин: Не существует, наверное, в искусстве уголков, куда бы я не забредал и не пытался разобраться, что это такое. И очень хотел разобраться, что такое цирк, каким он должен быть сегодня, куда идет и что с ним будет. Поэтому, когда позвонил министр культуры и сказал: "Слава, можешь помочь с Цирком на Фонтанке?" - я сказал, что с удовольствием, правда, не уверен, что у меня получится. Подписал контракт на три года и все это время пытался что-то сделать, чтобы изменить формулу российского цирка.

Сразу стало понятно, что неправильно переделывать цирки, коллективы, которые уже сущест-вуют, имеют большую историю, традиции. Нужно рядом создавать новые, с новой архитектурой, новыми людьми, новым мышлением...

Мы привели цирк в порядок. Он новенький, чистенький, его полностью переоборудовали. Если бы я не пришел, вряд ли на все это дали бы деньги.

Второе. Целое поколение молодых ребят хлынуло ко мне в поисках современной модели цирка. Образовались проекты, школы, где участвовало немало людей. Многие из них находятся сегодня в цирке "Упсала", в который я очень верю, считаю гнездом будущего.

Сложностей хватало. Неправильное соединение двух совершенно разных пониманий циркового искусства (старшего поколения, которое знает, любит цирк, и молодого, которое хочет совсем другого) не могло дать хорошего результата.

Я рад, что мы сделали прекраснейший спектакль "Золушка", написали три замечательных сценария, вовлекли шикарных композиторов, художников. И на всякий случай я положил все это на полочку: вдруг придет время, и дадут возможность реализовать в Петербурге.

Правда, что у вас целый "шкаф" нереализованных сценариев?

Вячеслав Полунин: Раньше я делал так: начинаю, скажем, проект "Караван мира", и три года жизни отдаю этому, бьюсь лбом об стенку, пока не добьюсь финансирования или не найду денег у друзей. В какой-то момент мне стало жалко времени, потраченного на административные действия, не связанные с творчеством. Поэтому стал готовить проекты и класть на полку. И надо сказать, что за последние 15-20 лет раза четыре или пять огромные проекты осуществились, потому что кто-то постучал и спросил: "А у вас случайно нет хорошего проекта?" "Конечно, - отвечаю, - специально для вас приготовил! Несколько лет назад".

Вы любите разыгрывать людей?

Вячеслав Полунин: Мне неинтересно этим заниматься. Я очень стеснительный человек. Чаще разыгрываю себя. Я не сатирик, не ироник, я вдохновенный мечтатель.

Как относитесь к популярному сейчас юмористическому жанру стенд-ап?

Вячеслав Полунин: Сложно отношусь. Стендапы Райкина, Карцева, Ильченко - это одно. А пока жанр находится на уровне бедер, мне он не интересен. Когда поэты придут в стендап, с удовольствием стану его слушать.

Главное, чтобы смешно было?

Вячеслав Полунин: Не в этом дело. Чаплин - грустный человек, который смешил весь мир, - говорил: если в юморе есть немного красоты - стоит им заниматься. Нет в юморе красоты - не стоит им заниматься.

Про счастливых людей

- У меня запрещены слова "работа", "репетиция", "труд", уничтожены экзамены. Только - радость. Мы все время скачем как кузнечики.

Я не называю "театром" то, что делаю, меня уже давно не интересует драматургия. Просто собираю счастливых людей в кучу, и мы отправляемся куда-нибудь к чертовой бабушке, чтобы весело провести время. Когда встречаем публику, нам особенно хорошо, мы балуемся как дети, начинается столпотворение. Когда играешь с жизнью, она становится такой легкой, простой, куда-то исчезают все сложности, а результаты получаются в десять раз быстрее, естественнее. Через юмор, смех, игру человек может во много раз больше, чем через труд, упорство.

Справка "РГ"

Вячеслав Полунин - основатель известного театра клоунов "Лицедеи", культурного центра "Академия дураков", работал в Цирке Дю Солей как артист и создатель персонажей и номеров клоунады в программе "Алегрия". Поставил более 30 спектаклей, включая "сНежное шоу", прошедшее по миру с феноменальным успехом.