В Москве и Санкт-Петербурге практически одновременно стартует фестиваль европейского кино West Wind, организованный неутомимыми людьми из компании Coolconnections, которые привозят в российские города львиную долю фестивалей самых разных национальных кинематографий. West Wind, впрочем, отличается от них своей "экстратерриториальностью" - фильмы в его программу отбираются не по национальному признаку. Напротив, в программе этого киносмотра видится желание подчеркнуть мультикультурный характер современного кино Старого Света и в конечном счете отрицательно ответить на вопрос "существует ли европейское кино?". Нет, и слава богу - зато есть множество соприкасающихся друг с другом, взаимопроникающих культур, каждая из которых готова предложить зрителю что-то уникальное и оригинальное.
В Москве фестиваль откроется фильмом Бабака Анвари "В тени". И это как раз яркий пример мультикультурализма и взаимного влияния культур. Режиссер фильма - иранец, живущий в Великобритании. И в своем полнометражном дебюте он скрещивает типично западную традицию хоррора сразу с двумя другими ингредиентами. Первый ингредиент - это историческое кино, драма про слом эпох - действие фильма описывает события Исламской революции в Иране и начавшейся позднее ирано-иракской войны. Ужасы войны тут живописуются вполне реалистично - главная героиня Шидех, муж которой отправился на фронт, живет в мире, который содрогается от постоянных воздушных тревог и бомбежек. Но все эти внешние ужасы - ничто по сравнению с тем, что происходит во внутренней империи женщины. В какой-то момент в ее жизнь вторгается мистика в виде злобных существ из исламской мифологии - джиннов. Исламская традиция становится вторым ингредиентом, благодаря которому "В тени" приобретает совсем уж экзотический оттенок. "В тени" - кино во многом уникальное и уже этой своей уникальностью интересное.
Другой пример взаимопроникновения разных культур - "Голоса Чернобыля" режиссера из Люксембурга Пола Крухтена. В качестве литературной основы этого проекта, сочетающего документальную съемку с фантазией, служит "Чернобыльская молитва" Светланы Алексиевич. Инсценировки монологов персонажей Алексиевич тут соседствуют с рассказами реальных людей, переживших чернобыльскую катастрофу. Правда и реконструкция, соединяясь, превращаются в одну большую метафору распада - как реальности на атомы, так и огромной страны.
Программа фестиваля и расписание показов - на сайте coolconnections.ru.