Жители украинского Мариуполя остались без горячей воды

Жители полумиллионного украинского Мариуполя остались без горячей воды. Решение отключить горячее водоснабжение до следующего отопительного сезона приняла местная власть, формально под давлением обстоятельств финансового характера: долги перед местной теплосетью достигли 32 миллионов долларов.

Обращает на себя внимание избирательность новых руководителей Донецкой области (Мариуполь фактически является новой столицей региона) в борьбе с проблемой задолженности населения за услуги ЖКХ. К примеру, киевляне по состоянию на 1 февраля недоплатили энергетикам около 175 миллионов долларов и в пересчете на одного жителя должны поставщикам услуг в полтора раза больше, чем мариупольцы. Причем в столице Украины живут еще не самые злостные неплательщики: рекордсменами по неуплатам стали жители Тернополя и Ивано-Франковска. Однако воспитание платежеспособности демонстративно начато с "самого сепаратистского" города страны, как называют Мариуполь украинские СМИ.

Примечательно и то, что Мариуполь остался без тепла на фоне холодного циклона, захватившего большую часть Украины и ставшего тестом для местных властей, который в большинстве регионов был провален. Например, не смог справиться с уборкой снега, заторами на дорогах, с холодом в квартирах и больницах известный украинский патриот, подручный олигарха Коломойского и спонсор карательных батальонов Борис Филатов. Возглавляющий Днепропетровск (после "декоммунизации" - Днепр) он попросту обвинил в своем "Фейсбуке" жителей города в излишней требовательности и заявил, что "никому сопли вытирать не будет". А руководители соседних областных центров без лишних слов закрыли школы и социальные учреждения на время непогоды. В Киеве, до которого циклон еще не дошел, мэр Кличко милостиво обещал сдвинуть на неделю-другую график профилактического отключения горячей воды.

Мариуполь остался без тепла на фоне холодного циклона, захватившего большую часть Украины

Принудительный отказ жителям Мариуполя в горячей воде - лишь отражение энергетического кризиса, инициированного националистами и президентом Порошенко. По оценке украинских профильных экспертов, в полной мере он даст о себе знать примерно через полтора-два месяца. К примеру, дефицит угля на складах украинских электростанций и теплоцентралей на сегодняшний день составляет 5,3 миллиона тонн, но контракты на поставку зарубежного угля подтверждены в размере только одного миллиона. Дефицит тепловой генерации в министерстве энергетики пытаются компенсировать за счет атомных и гидроэлектростанций. Для АЭС перераспределение нагрузки чревато пиковыми режимами и аварийными автоматическими остановками, что уже случилось в начале недели на шестом энергоблоке Запорожской АЭС. Что касается гидроэлектростанций (их доля в энергетическом балансе Украины всего 10 процентов), то эффективно компенсировать дефицит генерации они могут только весной, во время "большой воды", тогда как летом их возможности будут невелики.

Однако эти предостережения не останавливают "реформаторов" из украинского правительства, исполняющих волю президента и "ветеранов АТО". Министр энергетики Насалик на днях презентовал проект постановления о полном запрете импорта энергетического и коксующегося угля из России и замене его топливом из ЮАР и США - куда более дорогим и низкокалорийным, поставки которого к тому же до сих пор не подтверждены. Кажется, в Киеве пришли к парадоксальному выводу, что единственный способ справиться с энергетическим кризисом - это отказ от благ цивилизации, в первую очередь от энергоемкого горячего водоснабжения. По сути, это уже происходит - к началу недели на Украине остановлены пять из шести электростанций, работавших на антраците и производивших тепло. В этом случае санкции против жителей Мариуполя можно расценивать как своего рода "передовой опыт", который через полгода будут внедрять на остальной части Украины.