Новости

23.04.2017 22:50
Рубрика: Культура

Анна Каренина как зеркало русской резолюции

Резолюция - излюбленный жанр российской словесности. Каждый не раз в своей жизни бегал по каким-нибудь начальственным кабинетам в поисках резолюции. Мы очень хорошо усвоили: резолюция - прерогатива начальства. Посему, если есть возможность какую резолюцию от своего имени написать, воспользуемся непременно - это очень нас в собственных глазах возвышает.

Давно никакой сериал не вызывал такого интереса в обществе, как "Анна Каренина" Карена Шахназарова, показанный на канале "Россия 1". Социальные сети захлебываются - сериал перекрыл все другие новости: это свидетельство неординарности картины.

В резолюции что главное? Окончательность и безапелляционность. Именно в жанре резолюции выступают критики сериала. Всем достается резко и окончательно.

Шахназаров поставил своего Толстого. А какого вы хотели, чтобы он поставил? Вашего?

Проблема в чем заключается? В нашей стране нет человека, который бы лично не пил чай с Анной Карениной и которому Лев Николаевич лично не оставил бы духовного завещания. Поэтому все знают, какой должна быть Анна и что истинно толстовское, а что нет.

Шахназаров - режиссер замечательный. Был и остался. Одна из его последних картин "Белый тигр" - поразительный фильм о войне. На основе великого романа Шахназаров сделал свой фильм, то есть - свой взгляд. А зачем и еще-то кино снимать? Читая резолюции критиков, мне иногда казалось, что они были бы рады, если бы режиссер просто переснял фильм Зархи, причем желательно с теми же актерами. Вот тогда бы все были довольны.

Каждый по своему решит, о чем снимал картину Шахназаров и зачем он добавил к Толстому роман Вересаева. Для меня это картина о том, что самое главное в жизни - это любовь, только вот нам, деловым мужикам, трудно принять настоящую любовь. Но когда оказывается седой Вронский на войне, где со смертью сталкиваешься каждую минуту, вдруг выясняется, что ничего важнее любви в жизни-то и не было. А все эти деловые связи, бумаги, войны, скачки - не более чем приложение.

Максим Матвеев блестяще играет любовь именно современного мужчины, который любит очень искренно, даже, пожалуй, предельно искренно для себя, но все равно выделяя любви лишь некоторый краешек своей жизни, кусочек. Любовь - приложение к жизни, а для Анны любовь и есть жизнь. Вот ведь какая история.

На мой вкус, Виталий Кищенко - идеальный Каренин, и не надо его сравнивать с Гриценко. Николай Олимпиевич был великий русский актер, но он играл другого человека в другой трактовке. Кищенко удивительно, очень глубоко и точно показывает иссушающий конфликт между разумом и чувством. Это абсолютно живой человек, не только со своими принципами, но и со своей душой. И потому так интересно за ним наблюдать.

В новой картине Шахназарова (как и в прежних картинах) нет провальных ролей, и написать добрые слова можно обо всех. Все - люди, все живые, все интересные. Но схлестнулись, конечно, по поводу Елизаветы Боярской. Поскольку Анна Каренина - ближайшая подруга каждого, то все, понятно, хорошо знают, как ее играть.

Давайте для начала вспомним, кто такая Боярская. В первую очередь, это очень серьезная театральная актриса. Она играет в спектаклях выдающихся современных театральных режиссеров: Льва Додина и Камы Гинкаса. Если Кама Миронович зовет в свой спектакль актрису из другого города, то все рассуждения о ее "таланте-неталанте" кажутся мне нелепыми и смешными.

Самым поразительным для меня было то, что Боярская не играет трагедию, не играет рок. Анна - женщина, обреченная на нелюбовь, так привычно. Боярская играет женщину, обреченную на любовь. А это, как говорят в одном южном портовом городе, две большие разницы.

Ее героиня живет любовью. Иными словами: живет так, как в нашем практичном мире жить невозможно. Такая жизнь заканчивается либо предательством себя, либо - трагедией. Что выбрала Каренина, мы знаем. Боярская играет не символ, а живого человека, во многом - сегодняшнего. Играет с поразительной, неведомой героиням многих современных сериалов отдачей. Играет как в последний раз. Играет во многом исповедально. Мне кажется, не видеть этого могут только те, кто не хочет.

Такие писатели, как Лев Толстой, это уже не просто явление литературы, это уже, если угодно, явление природы. Они не в том ряду, где другие писатели, а в том, где - солнце, снег, дождь... Они были всегда и всегда будут. Поэтому и реагировать на них все будут по-разному. И все будут считать, что их реакция единственно верная. И ставить свои резолюции: это не Толстой. А классику все равно потому, что солнце светит всем.

Нет человека, который бы не пил чай с Карениной и которому Толстой не оставил бы духовного завещания

Да, Шахназаров поставил своего Толстого. А какого вы хотели, чтобы он поставил Толстого? Вашего? У каждого - свой снег и свой дождь. Однако намерения режиссера очевидны. Это абсолютно продуманная экранизация. И если из нее исчезли некоторые линии, то потому, что они для данной концепции были не нужны.

Мы по-разному реагируем на солнце и на дождь. И на Толстого. Подлинный Толстой даже не в книгах, а в душе каждого. Потому он такой разный у всех.

Авторов резолюций раздражает, что актриса - дочь известных родителей, да к тому же еще красива и умна. А режиссер слишком часто выступает в ток-шоу, да к тому же имеет свою четкую позицию, которая многих раздражает.

Все это не имеет никакого отношения к делу. Отношение к делу имеет только безусловный талант его создателей. Вот и все. Спасибо за несколько вечеров удовольствия.