23.04.2017 13:32
    Поделиться

    Почему мода на сериалы набирает обороты

    "Конечно, коллеги, если вы дадите приз за лучшую актерскую работу артисту, который сыграл в сериале "Миссия" российского космонавта Владимира Комарова, моя страна будет гордиться", - говорю я членам Международного жюри прессы единственного в мире фестиваля сериалов "Серия Мания" (Series Mania). В этом году у него уже восьмой сезон - так они сами себя представляют. Проходил фестиваль с 13 по 23 апреля. А в следующем году запланирован еще один фестиваль сериалов - также во Франции, в Каннах.

    В цифрах "Серия Мания" выглядит так - 40 тысяч зрителей, 1300 профессионалов сериальной индустрии, в различных программах 60 сериалов из 31 страны мира. За 10 дней в кинотеатрах 150 показов. Фильмом открытия в этом году была первая серия третьего сезона фильма "Оставленные", фильмом закрытия - уже известная в России лента "Вражда: Бетти и Джоан". Почетные гости "Серия Мания" в этом году - актер Джастин Теру (звезда фильма Дэвида Линча "Малхолланд Драйв"), актриса Джулианна Маргулис (наши зрители знают ее по сериалу "Хорошая жена"), а также сценарист, актер и продюсер Адам Прайс. Жюри основного конкурса, в котором представлены 10 сериалов, возглавляет Дэймон Линделоф - создатель многосерийных фильмов "Остаться в живых", "Оставленные" и других. В большое жюри также входит и любимая в России Агнешка Холланд.

    В "Серия Мания" несколько программ - основной конкурс, веб и цифровые сериалы - это новая тенденция, которая прогрессирует с невероятной скоростью. Также - "Международная панорама" - в ней впервые за долгое время (ранее на фестивале была только "Оттепель" Валерия Тодоровского - прим. "РГ") представлены два российских проекта - сериалы "Лучше, чем люди" Андрея Джунковского и "Салам, Масква!" Павла Бардина. У второго фильма тут были шансы, кстати, войти и в официальный конкурс. Помешало лишь то, что он был уже показан на Первом канале, а тут в конкурсе - только не видевшие эфира новинки. Еще одна программа - "Лучшие американские сериалы" - на особом счету. Так, например, представителям индустрии и членам жюри дают ссылки на специальную видео библиотеку (Video Library). Однако американских сериалов в ней нет - боятся производители самого дорогого контента за свои права. И, в отличие от остальных, могут себе это позволить. Зато в кино во время фестиваля можно посмотреть свежеиспеченные сериалы "Американские боги" по бестселлеру Нила Геймана , "Легион" или хиты прошлого года, такие, как "Вне времени". Зрители - в основном молодежь - так и делают: берут билет и на целый день идут в кинотеатр.

    В видео-библиотеке есть еще два сериала из России. Это "Sпарта" Егора Баранова и "Измены" Вадима Перельмана. Каюсь, но я успела "подсадить" своих коллег из Международного жюри прессы на российские новинки. А команда подобралась представительная: "Российская газета" в компании журнала Variety, крупнейшей в Норвегии газеты Aftenposten, американской The Huffington Post и "Свободной Бельгии" (La Libre Belgique). Теперь они рассказывают друг другу, своей аудитории и представителям индустрии, что в России сняли кино про роботов, а еще про женщину, у которой сразу три любовника. Журналист из Бельгии Каролина Гурдин призналась, что "Лучше, чем люди" ей понравились даже больше футуристического сериала "Трансфер", которому мы присудили в итоге главную награду в нашей программе. В дополнение к ее словам, и посмотрев первую серию, могу лишь сказать, что проект действительно многообещающий.

    Наше жюри судит программу французских сериалов. Французы - нация кинолюбивая, это все знают, и для нас отобрали crème de la crème из того, что только-только сняли для телеканалов, таких как Arte, Canal + и других. Сериалы разных жанров - сравнивать и судить их нелегко. Всего шесть проектов, но можно считать, что пять, поскольку фильм "Ким Конг" параллельно представляет Францию и в основном конкурсе. Он - про кинематографистов и для них же (в этом плане похож на "Оттепель", с той лишь разницей, что это комедия), заодно позволяет зрителю заглянуть на съемочную площадку. По сюжету французского режиссера - автора кассовых блокбастеров - похищают по приказу командора азиатской страны (образ собирательный, но похоже на Северную Корею). Командор из-за политических забот погубил в себе талант, как он считает, сценариста. И берет в заложники режиссера, чтобы тот снял азиатскую версию "Кинг Конга". Местами смешно, но мы сразу же единогласно решили, что в нашем случае - не победитель. Трудно прогнозировать судьбу этого сериала. Но там есть некоторые драгоценные эпизоды. Например, когда азиатский диктатор объясняет современному режиссеру, что "нам не нужны компьютеры и гаджеты, декорации  и люди должны быть живые, без этого кино - не кино". "Как же я устал снимать на зеленом фоне!" - признается в ответ режиссер и вдохновляется. Его удручает, что он идет на поводу у кассы и снимает блокбастеры - он давно уже мечтает снять свое авторское киновысказывание.

    Фильм "Лес" из французской программы снят режиссером по имени Джулиус Берг. Некоторое время мне это имя не дает покоя - потом вспоминаю, что оно же возглавляет титры недавнего сериала "Мата Хари", сделанного в России в копродукции  с несколькими странами. "Лес" - триллер, рассказывающий историю пропавшей и убитой школьницы. Довольно вторичен, заставляет вспомнить "Твин Пикс", потому что дело происходит в небольшом городке. Главную героиню, однако, режиссер выбрал получше, чем Ваину Джоканте, что играла роль Маты Хари. Это - Алексия Бальер в роли школьной учительницы без настоящего имени и семьи, в свое время она сама явилась в городок из леса. Была подкинута в один из домов израненной  маленькой девочкой. Ее подобрали, выходили, и теперь ей предстоит распутывать дело о пропавших ученицах. Сериал интересный, но поскольку сделан в слишком классической и традиционной манере, как победителя мы его также не рассматриваем, и мое предложение отметить за роль Алексию у коллег поддержки не находит. Зато мы всерьез спорим о том, чтобы присудить лучшую роль девочке из другого сериала - "Аврора". Он всем нам нравится, захватывает с первых же кадров - рассказывает историю о том, как на детской площадке в городке у моря, вода в котором розово-красного цвета, мальчик и девочка убивают малыша за... пачку печенья. Дальше история криминальная перерастает в социальную. Идет расследование. Один ребенок-убийца пытается забыть, другой - не может выбросить из памяти.

    Однако главный приз этому сериалу хочет отдать только один член жюри. Это - явное меньшинство, и мы продолжаем обсуждение. Что касается чудесной девочки - исполнительницы главной роли, решающей оказывается фраза: "У нее еще все впереди!" И мы переходим к сериалу "Семейный бизнес". В нем настолько яркие женские роли, что даже выбрать из них трудно - одна другой лучше. В этом фильме рассказывается о матери и дочери, у которых своя судебная компания. Много подробностей из их личной жизни, вперемешку с историями, которые они распутывают. Думаю, телеаудитории российских женщин этот проект или его адаптация очень бы понравился. В нем есть и домашние проблемы, и любовь, и секс, и комедийная составляющая, и криминальная. Мне по душе актриса, которая играет мать - знаменитая и популярная во Франции Катрин Маршаль, но у нее и так уже много призов, поэтому эту кандидатуру мы также не обсуждаем. Есть в сериале еще одна яркая работа - "цветная" актриса Надеж Боссон-Дианье играет в одной из серий клиентку главных героинь - Фату (серия так и называется). Коварная преступница обманом уводит у нее мужа, прикидываясь жертвой нападений. Еще пытается забрать  и дочь. Актриса похожа на ожившую африканскую богиню, и дар ее сомнению не подлежит. Но все же роль - второстепенная на общем фоне сериала. И мы единогласно приходим к решению отдать приз за лучшую женскую роль Офелии Колб, сыгравшей дочь в сериале "Семейный бизнес". И это было почти единственное решение, по поводу которого  наше жюри журналистов спорило всего лишь 10 минут. Более двух часов мы не могли прийти к единому мнению, какой же французский сериал следует назвать лучшим. Жюри основного конкурса, программ "Панорама" и конкурса веб-сериалов все решали как-то тихо-мирно. А за нашим столиком велась чуть ли не перестрелка. Основная и нешуточная битва разгорелась между сериалами "Трансфер" и "Миссия".

    "Миссия" - сериал на модную нынче во всем мире космическую тему. Для французов это - первый подобный опыт в сериальном жанре, которым они невероятно гордятся. В начале апреля на Дне сериалов в Каннах в рамках телерынка MIPTV "Миссия" получила приз жюри телекритиков. Понятно, что и в Париже этот проект незамеченным не пройдет. Начинается этот сериал как раз со сцены гибели российского космонавта Владимира Комарова - как отсыл к космической трагедии, которая может случиться во все времена. В консультанты создатели проекта российских космонавтов и специалистов отрасли не брали. Зато взяли российских кинематографистов. Сцена получилась для россиян необычная, но для всего мира - захватывающая. Поскольку сериал "Миссия" - опыт новый, его можно поощрить лишь за намерение и дебютную составляющую. В сравнении же с "космическими" фильмами стран -  ведущих кинопроизводителей он проигрывает. Таковы мои аргументы. Но у каждого члена жюри они свои. Зато футуристический сериал "Трансфер" для меня - несомненный победитель. Он рассказывает о тех временах, когда людей можно будет пересадить из одного тела в другое. И когда мы все же отдадим этому научно-фантастическому триллеру главный приз - обоснуем награду в такой формулировке: "Как далеко мы должны зайти в своем стремлении к бессмертию?" Уголовник в теле маленькой школьницы, простой рабочий - мастер по дереву - в теле полицейского, добропорядочный семьянин в теле преступника-маньяка.  Оппоненты-журналисты взывали к сериалу "Черное зеркало", обвиняли в повторе. Мнения разделились два на два. В итоге свой голос нашему лобби отдала поклонница сериала "Аврора".

    Третий приз, который предстояло нам вручить, - за лучшую мужскую роль. Если никого не хотеть обидеть, то его надо было бы отдать сериалу "Миссия". Но у нас же   объективное жюри. И никто на нас не может влиять. У нас была идея спросить совета у главного отборщика "Серия Мания", программного директора фестиваля Фредерика Лавина, но он ответил, что не имеет права - все сами! Поэтому мы и выделили Арье Уортальтера из сериала "Трансфер", сыгравшего главного героя, того самого семьянина, который в результате пересадки тел вдруг оказался полицейским. Стоит ли адаптировать "Трансфер" для России?  Отвечу отрицательно. Купить - да и показать на оном из каналов. Переснимать? А зачем? У нас же теперь есть "Лучше, чем люди". Главное, чтобы все остальные серии этого фильма были на уровне. Осенью уже увидим.

    Поделиться