О разработке концепции формирования единого цифрового промышленного пространства ЕАЭС "Российской газете" рассказал министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергей Сидорский.
Сергей Сергеевич, каким мировым трендам в цифровизации промышленности могут последовать страны ЕАЭС?
Сергей Сидорский: Сегодня в развитых в этом направлении странах на рынок поставляется не просто надежная или умная техника, а услуга или набор функций. Например, фермеру предлагают не столько комбайн, а комплект опций: вспахать, взрыхлить, собрать и так далее. Для этого комбайн оснащается датчиками, подключенными к Интернету, которые сообщают производителю всю информацию об использовании и состоянии машины. Если что-то вдруг сломалось или пошло не так, это уже не головная боль фермера.
Так, например, один из лидеров мирового тракторостроения - компания "Джон Дир", оснащающая все машины интернет-модулями в цифре, полностью контролирует работу всех систем трактора от завода до поля. В любой момент фермеру будет оказана квалифицированная помощь на основании информации, накапливаемой в процессе эксплуатации техники в головном офисе.
При этом у производителя формируется огромный массив данных, которые необходимо не только собирать и хранить, но и обрабатывать и анализировать. А еще и защищать. Для этого нужны цифровые платформы, базирующиеся на высокопродуктивных облачных вычислительных технологиях и больших данных (Big Data).
Что станет приоритетом в развитии цифровых платформ?
Сергей Сидорский: Во всем мире активно развиваются цифровые платформы в сфере торговли, эксперты государств - членов Союза тоже все больше склоняются к необходимости создания таких национальных платформ. На этот счет у нас есть предложения и от бизнеса. Это могла бы быть евразийская B2B ("бизнес для бизнеса") площадка в сфере продовольствия. Есть и предложения по созданию площадки в сегменте B2C ("бизнес для потребителя").
Какие проекты могут быть реализованы в ЕАЭС в первую очередь?
Сергей Сидорский: В наших странах есть запрос на создание информационной системы промышленности в рамках ЕАЭС. Она должна связать производственные, научные организации, потребителей промышленного оборудования, товаров и услуг. Мы для себя разделили цифровую трансформацию на два блока: промышленного сотрудничества и промышленности государств-членов. Первый блок - сфера работы ЕЭК, второй - ответственность национальных органов.
В части ЕЭК уже дан старт созданию Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации и Евразийской сети трансфера технологий. Сейчас мы приступаем к разработке ряда подсистем - в сфере анализа промышленности, анализа и мониторинга субсидий, информационной поддержки евразийских проектов. Они будут частью Информационной системы промышленности ЕАЭС, которая должна войти самостоятельным блоком в Интегрированную информационную систему ЕАЭС, уже функционирующую по ряду направлений деятельности Комиссии. Перспективы индустриальной трансформации нам понятны, но для этого необходимо повышать уровень нашей промышленности в целом. Один из используемых при этом инструментов - создание инновационных технологических платформ.
В чем состоит их идея?
Сергей Сидорский: Поясню на простейшем условном примере. Например, на ткацкой фабрике возникла проблема окрашивания ткани: новая краска наносится неровно, нечетко передает рисунок, пачкает или быстро сходит. Нужно понять, как устранить подобный дефект. Это можно сделать с помощью научных разработок. При этом таких фабрик несколько и, хотя они находятся в разных странах Союза, проблема у всех общая. Возникает интерес к кооперации, причем очень предметный. Что делать? Можно создать технологическую платформу, которая дистанционно объединит финансовые возможности заинтересованных производителей и интеллектуальный потенциал нескольких научных организаций. Дополнительных затрат на создание какой-то физической площадки не нужно, она создается в виде консорциума. В случае с техплатформами в рамках ЕАЭС мы к тому же имеем и вполне явный эффект интеграции. При этом такая техплатформа не только решает проблемы бизнеса, но и служит развитию науки, коммерциализирует научные разработки.
Какие техплатформы будут запущены в рамках ЕАЭС?
Сергей Сидорский: В наших ближайших планах - создание в Союзе 14 евразийских интеграционных технологических платформ (ЕТП). 11 платформ уже утверждены Советом ЕЭК на уровне руководителей правительств Сторон. В их числе "Космические и геоинформационные технологии", "Биомедицина", "Суперкомпьютеры", "Фотоника", "Светодиоды", "Технологии добычи твердых полезных ископаемых", "Технологии экологического развития". По остальным мы работаем со сторонами, планируем завершить их формирование к концу 2017 года и приступить к реализации.
Сергей Сергеевич, какие предпосылки для цифровизации промышленности есть сейчас в Евразийском союзе?
Серегй Сидорский: По данным крупнейших международных консалтинговых агентств, доля цифровой экономики (веб- или интернет-экономики) в мировом ВВП составляет 5,5 процента, отчетливо видны перспективы ее дальнейшего роста. На пространстве ЕАЭС она пока составляет около 2,8 процента ВВП.
В 2017-2018 годах мы согласно решению глав правительств стран Союза должны разработать Концепцию по созданию условий для цифровой трансформации промышленности государств-членов и формированию единого цифрового промышленного пространства Союза, а до конца 2019 года воплотить ее в жизнь.
При этом в мире цифровизация промышленности стала актуальным трендом только на данном этапе. Скажем, в Евросоюзе еще в 2010 году принята инициатива "Цифровая Европа", а первые инициативы по оцифровке промышленности Европейская комиссия представила лишь в апреле 2016 года. Необходимо, чтобы и государства Союза согласовывали свои цифровые повестки, координируя их с учетом планов ЕАЭС.
Какова готовность государств ЕАЭС к цифровой трансформации, кто лидирует?
Серегй Сидорский: Потенциал наших стран высокий. Есть мощная база в сфере разработки программного обеспечения. С именами выходцев из государств ЕАЭС связано немало всемирно известных брендов. Это PicsArt, Integrien и LiveLOOK (Армения), Viber, EPAM и Wargaming (Беларусь), Sci-Hub (Казахстан), YCombinator (Кыргызстан), Касперский, ABBYY и Parallels (Россия).
Если говорить о том, кто лидирует, все относительно. Скажем, в рейтинге "Измерение информационного общества - 2016" Международного союза электросвязи (подразделение ООН. - Прим. ред.) неизменно лидирует Корея. За ней идут Исландия, Дания, Швейцария и Великобритания. Если говорить о государствах Союза, среди них пальма первенства у Республики Беларусь - 31-е место. Россия - на 43-й строчке, Казахстан - на 52-й, у Армении 71-е место, а Кыргызстан на 113-м месте. Но так или иначе база для цифровизации есть везде, и это главное.