Есть такое устойчивое понятие - "неровный режиссер". Обычно так говорят про режиссеров, у которых фильм на фильм не приходится - то отличная картина, то посредственное произведение. Джеймс Грей - неровный режиссер в том смысле, что ему почти никогда не удается до конца совладать с каждым из своих фильмов. И "Затерянный город Z" - очередное тому подтверждение.
Тут действительно есть моменты, от которых захватывает дух. Здесь очень удачное начало - открывающая сцена охоты и последующего празднования, в которой кажется, что Грей снимает кино о внешнем блеске империи, который соседствует с ее внутренней обветшалостью и моральной нищетой. Фосетт, который подстрелил оленя, рискуя собственной жизнью, оказывается по маразматическим соображениям не достоин стать главным героем помпезного вечера - чином не вышел. Снобизм и социальный расизм при этом служат лишь симптомами более серьезной болезни - вера истеблишмента Британской империи в собственную исключительность ведет к регрессу и отставанию. Когда члены Королевского географического общества слышат от Перси, вернувшегося из Амазонии героем, что в джунглях есть следы цивилизации, развитой ничуть не меньше, чем европейская, путешественника поднимают на смех. Ну разве могут "недоразвитые племена" создать что-то, не уступающее по своему блеску Британии? При этом Грей не упускает случая показать, что напыщенное имперское самодовольство соседствует с пещерными представлениями о, например, равенстве полов. Вся первая часть фильма - это история о том, что такие неповоротливые образования, как империи, которые стремятся замкнуться на самих себе, выживают лишь благодаря таким людям, как Фосетт. То есть благодаря пассионариям, лишенных каких бы то ни было предрассудков, которые своим примером показывают, что жить по-старому нельзя.
Грей переключается на вторую главную мысль своего фильма. Она о том, что идея странствий и страсть к открытиям превращается в одержимость и захватывает человека целиком и полностью. О том, что поиски погибшей цивилизации, полумифического Эльдорадо рано или поздно превращаются в путешествие к сердцу тьмы. Что поставить жизнь на карту ради неочевидной цели и проиграть вполне позволительно, если ничего важнее этой цели герой все равно не найти. Иллюстрация мысли, сколь более глубокой, чем критика империи, она бы ни была, Грею практически не удается. Ближе к финалу фильм превращается не столько в художественное произведение, сколько в пунктирную заметку в духе журнала National Geographic, которая сообщает нам о том, что в 1925 году Перси Фосетт вместе со своим старшим сыном пропали в джунглях, а об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Дело в ограниченном хронометраже, и в желании сказать как можно больше - но это не отменяет неумение вовремя поставить точку и как следует сформулировать внятное высказывание.