- Миной замедленного действия стали два процесса, - считает вице-президент фонда "Миграция ХХI век" Наталья Власова, - ставка на патенты в регулировании потоков трудовой миграции и обязательность регистрации по месту жительства для соотечественников.
По данным МВД России, патенты на трудовую деятельность оформляют лишь 47-49% мигрантов, что стимулирует иную выгоду - гастарбайтеру легче принять российское гражданство, чем каждый месяц покупать патент. Параллельно в бастион для получения гражданства для соотечественников превращаются регистрация и право обретения гражданства для носителей русского языка.
- На практике обязательность регистрации стала стимулом для коррупции, - признает Евгений Бобров, заместитель председателя Совета по правам человека при президенте РФ. - А носители русского языка должны представить документ о том, что не являются гражданами другой страны. Это юридический казус. Такой документ не даст ни одна страна.
Бобров убежден, что наступило время либерализации законодательства для соотечественников. В ряду неотложных мер он видит отказ от ограничения сроков пребывания в РФ (до 90 дней) для соотечественников-неграждан и отказ от процедуры изъятия российских паспортов у новых граждан. Их отнимают как из-за несогласованности действий федеральных и региональных структур, так и из-за утери базы данных в разных регионах.
Усугубляется ситуация, по мнению главы "Форума переселенческих организаций" Лидии Графовой, идущей реформой ФМС. Ее функции переселенческой политики передаются МВД России, а регулирования трудовой миграции - минтруда .
- Соотечественникам нужна миграционная амнистия, - убеждена Наталья Власова. - Она должна заменить программу переселения "Соотечественники" на программу репатриации - приема всех желающих и упрощения процедуры получения гражданства.
При этом эксперты, опрошенные "РГ", признают справедливость опасений минтруда в том, что рост переселенческой активности повлечет нагрузку на социальный сектор. Но подчеркивают, что 75-80 % переселенцев - люди трудоспособного возраста.