В России пользователи также высоко оценивают перспективы платежей в одно касание. Так, по данным компании Visa, 95 процентов держателей бесконтактных карт активно используют технологию, о ее существовании знают 84 процента опрошенных, а 52 процента - планируют оформить такую карту.
Высокий уровень доверия россиян к бесконтактным платежам связан с удобством и быстротой совершения транзакций. "Вместо нескольких карт в кошельке есть универсальное средство оплаты, которое можно использовать и на транспорте, и для покупок в магазине, кафе и ресторанах", - говорит глава департамента новых продуктов и инноваций Visa в России Михаил Батуев. "Небольшие суммы можно оплачивать без пароля или подтверждения подписью, это не создает очередей и освобождает руки", - убеждена директор по развитию Яндекс.Деньги Мария Грачева.
При этом такой способ оплаты надежно защищается банками и финансовыми сервисами. Например, по словам Грачевой, при платеже на сумму больше тысячи рублей система потребует дополнительного подтверждения паролем или специальным кодом.
Несколько лет назад бесконтактная оплата стала востребована на транспорте. В 2013 году Mastercard запустил пилотный проект по внедрению технологии в московском метро - тогда билетные автоматы оснастили специальными терминалами для покупки в одно касание. "С начала 2017 года проекты по внедрению бесконтактной технологии на общественном транспорте стартовали в Новосибирске, Улан-Удэ, Воронеже, Белгороде, Нижнем Новгороде", - комментирует нынешнее положение дел директор по развитию бесконтактных технологий и транспортных проектов Mastercard в России Антон Шигапов. Сейчас, по его словам, расплатиться таким образом можно не только на общественном транспорте крупных городов, но и на железнодорожных вокзалах, в "Аэроэкспрессе", станциях МЦК, а также на парковках. По словам Шигапова, инновации на транспорте трансформируют мегаполисы в "умные города", где платежные технологии делают жизнь комфортнее.
Тем не менее транспортные проекты требуют больших инвестиций в инфраструктуру, которые не могут быть покрыты только банком, платежными системами или службой сбора оплаты проезда, говорит представитель Visa Михаил Батуев. Нетривиальной задачей, по его словам, является реализация оплаты проезда банковскими картами на турникетах. "Требуется специальная настройка ридеров, организация передачи данных терминалов к серверам, необходимо решить проблемы со связью и скоростью оказания услуги", - добавляет он.
Наряду с инфраструктурными сложностями, существует проблема, связанная с транспортными тарифами. Стоимость, как правило, формируют поведение пассажира при выборе типа билета, поэтому, продолжает представитель Visa, чтобы бесконтактная оплата была популярна, ее нужно сделать выгоднее, чем при оплате наличными. Однако ни платежные системы, ни банки не могут определять тарифную политику - эта сфера остается за транспортными компаниями и местными властями.
Кроме того, проездной позволяет пассажирам купить билеты "оптом", а технология применима только к разовым поездкам, напоминает Грачева. Еще одна проблема, по ее словам, связана с перевозкой льготников на общественном транспорте, которые ездят либо бесплатно, либо платят по сниженным тарифам. "Чтобы человек мог заплатить со скидкой, нужно как-то узнать, что платит именно льготник, - констатирует директор по развитию Яндекс.Деньги. - Огорчает, что не все ведомства заинтересованы в дальнейшем развитии систем оплаты картой". По ее словам, организовать любой уровень персонализации тарифа при минимальной интеграции между платежной системой и биллингом транспортной сети достаточно просто.
Однако, как рассказывают в Visa, городские администрации, изучая успешный опыт соседей, заинтересованы во внедрении бесконтактной оплаты, так как это помогает повысить прозрачность процесса сбора доходов, а также дает властям инструмент, собирающий статистические данные. Эта информация должна помочь эффективно организовывать перевозки пассажиров.
Для транспортных операторов выгода от технологии состоит в экономии на печати разовых билетов, проездных и транспортных карт. Кроме того, бесконтактные платежи положительно влияют на качество обслуживания, а также позволяют создавать системы для оплаты проездов, в которые интегрированы различные виды транспорта, добавляют в Mastercard.
По словам Шигапова, за 16 месяцев с момента появления технологии в метро Санкт-Петербурга количество бесконтактных транзакций превысило три миллиона. Это позволило пассажирам сэкономить тысячу дней ожидания в очередях, а метрополитену - 625 недель работы кассиров.
Система бесконтактной оплаты также влияет на развитие городов с точки зрения туризма. Поскольку стандарты технологии едины, то и иностранным туристам, и россиянам, выезжающим за границу, не придется осваивать незнакомую для них систему оплаты проезда в чужой стране.
Будущее бесконтактной оплаты связано с появлением новых форм-факторов, предполагают в Visa. Если раньше технология реализовывалась с помощью пластиковой карты со специальной антенной, то сейчас бесконтактные платежи доступны через смартфоны Apple и Samsung. При этом в Яндекс.Деньги убеждены, что "бесконтакт" не является массовым, и рынок будет искать единый идентификатор и максимально нативную технологию: QR-коды, распознавание голосовых команд, геолокационные сервисы, способные определять местонахождение пользователя и предлагать ему удобный сценарий оплаты.