Мы подозревали, что в налоговом обороте есть обширные "белые пятна", что есть немало скрытых или потерянных данных о земле и имуществе. Прирост населения в Махачкале за последние четыре года составил как минимум 60%. По официальным данным, в городе проживает 718 тыс. человек, но фактически - более 1 млн. При этом городское хозяйство всегда финансировалось на основе официальных данных. Неудивительно, что износ инженерных сетей и коммунальной инфраструктуры доходил до 70%.
Кроме того, став осенью 2015 года мэром Махачкалы, я унаследовал еще и долги на более чем 1,5 млрд рублей. Зарплата бюджетникам задерживалась на полтора-два месяца, а работникам коммунальных служб - на четыре месяца. Но средств не хватало. Мы имели в распоряжении только примерно 1,75 млрд рублей собранных в городе за год налоговых и неналоговых доходов, и ожидать подарков от федерального или республиканского бюджета не приходилось. Тогда мы стали искать внутренние ресурсы.
Еще в 2008 г. из собственности администрации был выведен весь коммунальный комплекс. И Водоканал, и Теплоэнерго, и асфальтовые заводы, и спецавтохозяйство - все теперь находится в частных руках. Но самый большой эффект дала совместная работа с федеральными ведомствами и одной IT-компанией, которая позволила увеличить налогооблагаемую базу.
В Республике Дагестан реализуются семь приоритетных проектов, начатых главой республики Рамазаном Абдулатиповым. Один из них - проект "обеления" экономики. Помимо прочего он включает в себя легализацию всех земельных участков и объектов недвижимости.
Сначала мы пытались все сделать сами, но без успеха. Тогда мы написали техническое задание на разработку IT-решения, провели конкурс, и его выиграла компания "Точка Юга" из Москвы. Разработанная в этой компании программа проанализировала данные по 114 тыс. земельных участков в городе. Оказалось, что чуть более половины владельцев земельных участков входили в налогооблагаемую базу плательщиков земельного налога. Городу недоплачивала половина всех владельцев земельных участков!
Программа позволила выявить четыре категории неплательщиков. К первой относятся те, которые учитываются во всех государственных ведомствах, но до базы налоговой службы данные о них не доходят из-за ошибок и недочетов. Во вторую категорию попали собственники, чьи участки учитываются налоговой службой, но без привязки к конкретному владельцу, и непонятно, кто должен платить налог. Третья категория - это собственники участков, о которых нет информации нигде, кроме Кадастровой палаты. Наконец, была еще и четвертая группа собственников, которые платили налог за землю, но он был мизерным из-за заниженной кадастровой стоимости.
Все эти сведения "Точка Юга" передала в федеральные службы, и началась работа с неплательщиками. Налоговые инспекции внутригородских районов г. Махачкалы нашли всех, кто выпал из налоговой базы, руководители городских районов самолично проводили выездные проверки.
За 2016 год мы вернули более 1 млрд рублей недоимки по земельному налогу (для сравнения: за 2015 год удалось вернуть всего 230 млн рублей). Теперь с помощью специального приложения к смартфону сотрудники администрации могут мгновенно получить всю информацию о любом конкретном участке. Считаю решение этих проблем одним из приоритетов моей работы на посту мэра Махачкалы. Следующим этапом станет инвентаризация объектов капитального строительства. Важно, что люди убеждаются: законы в Республике Дагестан действуют так же, как и в любом другом регионе страны. Вообще возможности Республики Дагестан очень велики, сейчас регион недооценен. В свое время республика переживала индустриальный и гуманитарный рост, здесь внедрялись передовые практики в сфере образования и труда. Это и аграрный регион, где производятся продукты питания безупречного качества, и туристический кластер с рекреационной морской зоной протяженностью 700 км.
С приходом главы республики Рамазана Абдулатипова обеспечение безопасности стало приоритетом.