Сама по себе идея отражать солнечное излучение не нова. К примеру, одним из активных ее сторонников был многолетний директор Института глобального климата и экологии академик Юрий Израэль. Более того, он проводил натурные эксперименты. Но работал не с карбонатом кальция, а с органическими аэрозолями.
Идеальным вариантом было бы внесение в стратосферу диоксида серы, как это происходит в природе при мощных вулканических извержениях. Однако у серы было множество противников, которые опасались, что внесенные в стратосферу соединения нанесут серьезный ущерб озоновому слою, а главное, вызовут по всей планете кислотные дожди. И когда американцы решили провести эксперимент и внести в стратосферу один килограмм диоксида серы, общественность сильно возбудилась, начались массовые протесты, и проект быстро закрыли. И это в то время, когда все заводы и ТЭС на угле выбрасывают в год около 90 миллионов тонн диоксида серы.
Ученые из Гарварда считают, что хотя соединение кальция тоже имеет свои недостатки, но оно не нанесет серьезный урон природе. А вот то, что такой эксперимент надо проводить, причем срочно, у них нет сомнений. Почему? По их мнению, час "ИКС", когда рост средней температуры на планете превысит 2 градуса, стремительно приближается, несмотря на все попытки государств договориться и остановить эту тенденцию. Уже составлены сценарии будущих природных катаклизмов - засуха на огромных территориях, затопление многих городов, в том числе гигантских мегаполисов, а также прибрежных районов.
Ждать дальше просто нельзя! У человечества нет времени на раздумья, утверждают ученые Гарварда. Пока мы взвешиваем аргументы "за" и "против" подобных проектов, апокалипсис стремительно надвигается. Поэтому надо как можно быстрее начинать отрабатывать разные варианты противодействия, чтобы катаклизмы не застали нас врасплох. Это не остановит накопление парниковых газов, но хотя бы даст временную паузу, чтобы найти другие более приемлемые способ борьбы с потеплением. В этом подходе у американских ученых есть своя логика.
Алексей Рябошапко, доктор физико-математических наук из Института глобального климата и экологии Российской академии наук:
- Сегодня в мире рассматриваются три варианта борьбы с потеплением.
Первый: подписать международное соглашение о резком и глубоком сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов
Но подписать - легко, куда сложнее выполнить.
А сейчас, к примеру, американский президент Дональд Трамп вообще заявил, что нет научных доказательств вины выбросов углекислого газа в глобальном потеплении.
Значит, США, одни из главных их поставщиков, могут выйти из договоров.
Второй вариант - отражать солнечное излучение.
Очень приблизительные оценки показывают, что, уменьшив доходящий до Земли поток энергии на 1 процент, можно снизить среднюю температуру на один градус. Но здесь есть немало минусов.
Скажем, математические модели предсказывают падение осадков, особенно в Индокитае. А там живут от муссона до муссона, любая засуха - катастрофа.
И самое главное, что этот метод не устраняет причины глобального потепления, а значит, не видно конца, когда от него можно отказаться.
И наконец третий вариант - удалять накопившийся избыток углекислого газа из атмосферы с помощью различных технологий.
Его можно изъять из атмосферы и законсервировать на сотни и даже тысячи лет, либо пустить в дело.
К примеру, известно, что очень распространенный на Земле минерал оливин, взаимодействуя с углекислым газом, превращается в абсолютно безвредный диоксид кремния (речной песок).
Но чтобы удалять хотя бы 10 миллиардов тонн СО2 в год, нужно время на отработку технологии и огромные деньги.
Справиться с задачей по силам, только если человечество объединит свои усилия.