Зачем вам нужно было создавать в Петербурге Пушкинский центр?
Владимир Рецептер: Он существует уже 25 лет, и само по себе это чудо. Началось все в театре у Георгия Товстоногова. Я там прослужил 25 лет, как в старой армии солдат. Столько же здесь, на Фонтанке, 41... Однажды Олег Ефремов сказал про пушкинский театр: "Проворонили". И действительно, это - пропущенное звено в развитии российского театра. Вместо "Бориса Годунова" Пушкина чаще ставили оперу Мусоргского, вместо "Русалки" Пушкина - "Русалку" Даргомыжского. Опера музыкальным ковром отгораживала от нас обе трагедии.
То есть, драмтеатры Пушкина у нас не оценили?
Владимир Рецептер: Не оценен, не осмыслен и не освоен. Что поэт любил в театрах своего времени? Чего он ждал от театра? Сравнительно недавно вышла моя книга "Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта". Конечно, это парафраз с названием книги Владислава Ходасевич "Поэтическое хозяйство Пушкина". А "Принц Пушкин" - мое изобретение: никто из актеров того времени не мог бы сыграть роль Гамлета. А поэт был абсолютный гений: сначала проигрывал, потом записывал. И актер, и драматург.
Мой курс, выпуск 2006-го, учился играть Пушкина пять лет в институте и десять лет - в театре. Мы ищем, как говорил Товстоногов, "природу чувств" пушкинской роли. Превращая читателя в зрителя. Наш Пушкинский центр - госучреждение культуры, которое издает книги, проводит фестивали, преподает, ставит спектакли. А начинали на ровном месте. Рылся котлован, закладывался фундамент, строились этаж за этажом...
Вышло все, как задумывали?
Владимир Рецептер: Лет через 50 посмотрим. У меня сейчас снова курс "с углубленным изучением творчества Пушкина", уже третьекурсники. Теперь задача соединить 35-летних артистов с 20-летними, будет театр из двух поколений моих учеников. Здесь учатся и актерскому делу, и режиссерскому, и постановочному. Учатся сегодняшнему театру Пушкина.Хотя в репертуаре - Фонвизин и Грибоедов, Сухово-Кобылин и Блок, Шекспир и Мольер... "Ревизора" Гоголя поставили к юбилею "по мысли и сюжету Пушкина". Важно понять, как Пушкин светится в Гоголе. Именно в "Ревизоре".
На гастроли выезжаете?
Владимир Рецептер: Объездили всю Европу, были в Америке, в Японии. В Москве всегда играем в "Мастерской Петра Фоменко", играли по дружбе и у Анатолия Васильева. А кроме того, провели 20 фестивалей во Пскове, системно приезжаем в Пушкиногорье: там особый воздух. Само место это для нас - особое.