24.04.2017 11:50
Поделиться

В Екатеринбурге привезли Шагала и художников "русского Парижа"

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась "парижская" выставка из частных собраний Петербурга - более ста произведений 60 художников, работавших в Париже между двумя мировыми войнами.

Они искали и нашли новый язык изобразительного искусства, с них началось то, что принято называть современным искусством. Во многом благодаря им Париж превратился в мультикультурный художественный центр. Выставка "Русские "парижане" - пособие для изучения не только истории изобразительного искусства, но и собственно истории.

Судьбы практически равнозначных по таланту и страсти авторов одного круга коренным образом зависели от географии. Скажем, не вернувшийся из Парижа Юрий Анненков превратился в Жоржа и успешного кинохудожника, номинированного на "Оскар", а Иван Билибин - сказочник и автор гербового двуглавого орла, который красуется сейчас на каждой российской монете, умер от голода в блокадном Ленинграде. Его жена Александра Щекатихина-Потоцкая - легенда русского фарфора, вернувшись в СССР, продолжила работать на фарфоровом заводе - уже не над авторскими работами, а массовыми, и пережила мужа на четверть века (на выставке представлена ее знаменитая тарелка "Солнце - Луна"). Она похоронена на Большеохтинском кладбище. А пепел звезды, светской львицы и гламурной дивы Тамары Лемпицкой, от выставок которой в Европе некуда деться, развеян над вулканом Попокатепетль.

Шагал представлен малоизвестной работой "Баран": счастливый Авраам идет по улице местечка с улыбающимся бараном на плече. Праотец счастлив, освобожденный от необходимости убивать своего сына, а заменивший сына баран счастлив принести себя в жертву.

В МИИ выставлены имена первой величины, такие как Зинаида Серебрякова, Александр Бенуа, Лев Бакст или Наталья Гончарова, так и менее известные, но не менее интересные художники. Многие работы выставляются впервые и еще не опубликованы. Основная часть экспозиции предоставлена петербургской KGallery, которая специализируется на этом периоде.

Как говорит куратор выставки Тамара Галеева, проект преследует еще и научные цели: одни работы предполагается ввести в научный оборот, другие - подвергнуть экспертному исследованию.

Например, интересно было бы узнать, что за мужчина выглядывает из-за плеча Герберта Уэллса на рисунке Анненского. Эскиз сделан 30 сентября 1920 года, в голодном и холодном Петрограде. В Доме искусств организовали встречу писателей со знатным иностранцем Уэллсом и даже банкет, где каждому выдали невиданное лакомство - кусочек шоколада. Писатели, как, впрочем, и все петроградцы, в то время донашивали обноски, на фоне которых чудом сохранившийся белый свитер Александра Блока выглядел царским облачением. Известно, что Блок на банкете "блистал своим отсутствием". Быть может, он дал свитер для "выхода в свет" своему лучшему другу поэту Владимиру Пясту? Эти и другие вопросы пока ждут ответов.