В постановке "12 стульев" Коляда-театра главным станет Киса

Коляда-театр готовится к премьере спектакля по культовому роману "12 стульев".

Инсценировку Николай Коляда написал сам. Внук Ильфа и внучка Петрова дали разрешение на использование произведения с улыбкой, пожеланием доброго здоровья и единственным условием - приглашением на спектакль.

Первоисточник - культовый для нескольких поколений, еще двадцать лет назад "своих" опознавали по способности перебрасываться цитатами из бессмертного произведения. Режиссер решил разобраться, насколько актуальны "ключ от квартиры, где деньги лежат", и "от мертвого осла уши" сейчас, через 90 лет после написания романа.

Легкий, изящно и азартно написанный роман называют энциклопедией, собравшей под своей обложкой все типы общества образца 1928 года, с которыми встречаются главные герои. В этом смысле "12 стульев" - такой же роман-путешествие, как, скажем, "Мертвые души". Он полон сатирой и безусловной симпатией к жуликоватому сыну турецкоподданного. Авторы безжалостно и даже жестоко высмеивают такие реликты как предводитель дворянства или священник. И такой расклад симпатий сохранили обе киноинсценировки и телеспектакль.

Коляда же ставит "12 стульев" о том, о чем он ставит все свои спектакли - о любви, о милости к "бедным людям", о жалости. Главный герой здесь не пронырливый Остап, а Киса. Потомственный дворянин, которого лишили всего имущества, сумел-таки выжить, переехав в другой город. Безмерно рискуя, он возвращается на историческую родину и попадается на удочку первого встреченного им мошенника с хорошо подвешенным языком, по которому плачет статья 159 УК РФ. Тот отнимает у старика деньги, пальто, честь, практически порабощая несчастного... Спектакль Коляды о том, как выглядит вся эта смешная история с точки зрения этого самого "старого дурака". Кису играют по очереди сам Николай Коляда и великолепный Олег Ягодин, который непревзойденно надувает щеки, преображаясь в "отца русской демократии".

Заканчивается спектакль убийством и уходом Кисы в небытие. Но до этого все очень весело, с плясками скелетов и кошечек, аутентичными песнями - от "Цыпленка жареного" и "Добрый вечер, тетя Хая" до "Станочек мой, станочек" и "Смело мы в бой пойдем". Колорит времени передают и оригинальные лозунги, которые выжили с прошлого века и перешли уже в разряд антиквариата. Скорее всего, красные полотнища с призывом к пролетариям всех стран списали в каком-нибудь учреждении, хотели было выкинуть, но хозяйственный Николай Коляда подобрал и сберег. Вот и пригодились, настал их час, и в их облупившихся буквах можно даже найти что-нибудь символическое.