Кризисные периоды заставляют людей экономить на некоторых добровольных видах страхования, например каско. Компании сокращают бюджеты на страхование для своих сотрудников. Однако, как показали тенденции последних нескольких лет, кризис способен выявить новые драйверы роста страхового рынка. В такие периоды граждане больше задумываются о будущем, о финансовой стабильности для себя и своих близких. Поэтому в последние годы наблюдается взрывной рост такого сегмента, как страхование жизни, тем более страховые компании, подстраиваясь под клиентов, разрабатывают соответствующие программы.
Прошлый год поставил ряд рекордов по многим направлениям. Впервые за всю историю развития рынка страхование жизни стало лидирующим сегментом по объемам продаж и драйвером всей индустрии с приростом на 66,5 процента. Прежний лидер - ОСАГО, а также сегмент автокаско, в то время как моторные виды страхования продолжают стагнировать.
Ключевым двигателем этого сегмента для клиентов является инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Этот продукт - своеобразная комбинация страховой защиты при непредвиденных обстоятельствах и инвестиционного вложения в финансовые инструменты. По условиям договора клиенту гарантируется возврат внесенной инвестиционной части независимо от конъюнктуры рынка. Популярность этого продукта обусловлена рядом причин. Во-первых, в последние годы заметно выше стала финансовая культура и грамотность населения, что является заслугой не только самих граждан, но и финансовых институтов, а также органов государственной власти. Люди начинают интересоваться финансовыми продуктами более подробно, искать выгодные для себя решения и источники сохранить и приумножить капитал. ИСЖ сочетает в себе возможности доходности и страховой защиты, гарантируя надежность. Подкупает также возможность того, что человек может инвестировать без особого опыта работы с финансовыми инструментами.
Кроме того, государство простимулировало развитие этого вида страхования для того, чтобы привлечь длинные деньги в экономику страны, и ввело возможность получения социального налогового вычета в размере 13 процентов от годовой суммы вложений начиная с 2015 года.
Это основные преимущества продуктов ИСЖ. При этом интерес клиентов к этому сектору во многом объясняется снижением депозитных ставок банков в кризисный период. Инвестиционное страхование жизни зачастую проявило себя как альтернатива вкладам, показывая более высокую доходность инвестиционной части продукта. А банки из-за высоких комиссионных вознаграждений активно включились в гонку по продвижению страхования жизни и особенно ИСЖ. Поэтому отмечается существенный рост значимости банковского канала продаж для страховщиков. По итогам прошлого года на его долю пришлось 35,2 процента (для сравнения, в 2015 году - 25,8 процента).
Мы полагаем, что доля банкострахования очень активно растет и может приблизиться к 45 процентам в 2017 году. Это в определенной мере сохранит тренд роста приобретения гражданами страховок по жизни, но, возможно, чуть более сдержанными темпами.
В настоящее время через банковский канал и сети ретейлеров активно продаются "коробочные продукты". Это так называемое экспресс-страхование, которое позволяет заключить договор здесь и сейчас за счет упрощенной процедуры оформления. Обычно такой полис имеет фиксированную стоимость и заранее определенную страховую сумму. Особое развитие таких продуктов произошло в сегменте страхования имущества граждан, но сейчас такая форма популярна и в медицинском страховании.
Если говорить о ДМС, то этот рынок развивается стабильно, не показывая больших темпов роста, тем не менее на добровольное медицинское страхование всегда постоянный спрос.
В прошлом году еще одним рекордом рынка стало то, что доля добровольных видов страхования достигла максимума за 10 лет (78%). В том числе это может быть обусловлено тем, что из-за накопившихся проблем ОСАГО уступило лидерские позиции страхованию жизни.
Растет предложение и спрос на продукты в моторном страховании с телематикой. Это так называемое "умное страхование", в рамках которого водитель может снижать стоимость страховки за аккуратное вождение. Система работает таким образом, что клиент видит свои результаты по вождению в режиме онлайн, может изучить статистику нарушений.
Из ключевых тенденций на ближайший год стоит отметить развитие линейки инвестиционных страховых продуктов, дальнейший стабильный рост спроса на добровольные виды страхования (страхование имущества, ДМС). Кроме того, все более популярными становятся онлайн-сервисы и идет рост продаж полисов через Интернет, увеличивается число продуктов с технологической составляющей.