Новости

25.04.2017 10:52
Рубрика: Экономика

МУП в яме

Муниципальный сектор экономики в Орле оказался на грани краха
Деятельность муниципальных предприятий в Орле признана неэффективной. Местные парламентарии предложили провести аудит муниципального сектора экономики и привлечь к нему специалистов областной счетной палаты. Недовольство работой этих предприятий высказывается не первый год, но сегодня над некоторыми нависла реальная угроза закрытия.
 Фото: Игорь Филонов/ РГ Кредиторская задолженность муниципальных транспортных предприятий неуклонно растет. Фото: Игорь Филонов/ РГ
Кредиторская задолженность муниципальных транспортных предприятий неуклонно растет. Фото: Игорь Филонов/ РГ

Остановка по требованию

В Орле насчитывается 16 муниципальных предприятий и семь акционерных обществ со 100-процентной муниципальной долей собственности. В прошлом году МУП сообща заплатили городу 6,2 миллиона рублей. Часть чистой прибыли они обязаны перечислять в бюджет. Акционерные общества заплатили 2,1 миллиона рублей дивидендов. По сравнению с долгами - капля в море.

Серьезные финансовые проблемы испытывают почти все субъекты этой формы собственности. МУП создавали для того, чтобы они приносили доходы в казну и выполняли социальные функции. Например, только муниципальные аптеки сами изготавливают лекарственные препараты. И только муниципальные перевозчики без вопросов перевозят льготников по социальным проездным билетам. Однако Орел может этого лишиться. Так, налоговая служба в суде потребовала признать банкротом МУ ПАТП-1. Это одно из двух муниципальных транспортных предприятий. Его кредиторская задолженность превысила 55 миллионов рублей, из них 32 - долги по налогам.

- С 2015 года предприятие не платит пенсионные взносы, - рассказал Андрей Митин, недавно назначенный на пост главы МУ ПАТП-1. - По судебным исполнительным листам задолженность составляет 21 миллион рублей. Последние годы предприятие работает с убытком. Автопарк пришел в ужасное состояние.

Ежедневно на маршруты выходит лишь 20-25 муниципальных автобусов. Всего в городе их около 400 - доля на рынке у "муниципалов" невелика. Предприятие пыталось отсудить компенсацию выпадающих доходов у минфина. Годы тяжб привели к лишним расходам. Так, в 2014-2015 годах на оплату услуг юриста потратили два миллиона рублей - впустую, поскольку процесс проиграли.

По словам главы администрации Орла Андрея Усикова, город не вправе оказать транспортникам финансовую помощь. Бюджетное субсидирование конкретного предприятия без проведения конкурса считается ограничением конкуренции. МУП - это самостоятельное юрлицо, которое подчиняется тем же законам, что и его частные конкуренты. Перевести арестованное за долги имущество в казну, чтобы приставы не пустили его с торгов, тоже нельзя - подсудное дело.

- Был разработан план мероприятий по выводу МУ ПАТП-1 из кризиса, - рассказал Андрей Усиков. - В частности, предполагалось закупить в лизинг автобусы и обновить подвижной состав. Это позволило бы увеличить выручку и постепенно погасить долги прошлых лет.

Но сделку заблокировала антимонопольная служба. Чтобы приобрести технику в лизинг, необходимо предоставить финансовую гарантию. А денег на это нет.

МУПы создавали, чтобы они приносили доходы в казну и выполняли социальные функции

Власти подумывают о реорганизации. МУ ПАТП-1 предлагают присоединить к муниципальному трамвайно-троллейбусному предприятию (МУП "ТТП") - крупнейшему перевозчику в городе. Однако и оно переживает не лучшие времена. Его долг за электроэнергию превысил 36 миллионов рублей. Энергетики пригрозили расторжением контракта. В качестве превентивной меры обесточили резервное питание трамвайных и троллейбусных линий. Устаревшие подстанции временами дают сбой и отключаются. Раньше выручал резерв и ток возвращался на линии в считанные минуты. Теперь трамваи и троллейбусы подолгу стоят на улицах, создавая пробки. Из-за простоев предприятие недосчитывается выручки. И это уже замкнутый круг - теоретически энергетики сами лишают себя денег, которые могли бы получить.

Главной причиной бед транспортники называют низкие тарифы. Поездка стоит 16 рублей. По мнению перевозчиков, на безубыточный уровень можно выйти при тарифе не менее 21 рубля. Но власти отказываются увеличивать цены.

Один за всех

Большинство предприятий балансируют на грани исчезновения. Несколько лет назад за озеленение отвечало МУП "Совхоз "Коммунальник". Оно вступило в процедуру банкротства. Чтобы город не остался без ухода за парками и скверами, без клумб и топиарных фигур, создали МУП "Зеленстрой". Однако и это предприятие уже подошло к опасной черте.

- Его кредиторская задолженность превышает 32 миллиона рублей, - сообщил представитель горуправления муниципального имущества Всеволод Синегубкин. - Около четырех миллионов составляет долг по зарплате. Но предприятие планируется сохранить.

Спасать его собираются старыми проверенными методами. Начнут с оптимизации штатов. Говорят, это позволит сократить фонд оплаты труда на 900 тысяч рублей в месяц. Три магазина, в которых "Зеленстрой" торгует выращенными в своих теплицах цветами и саженцами, решили продать. Часть помещений сдадут в аренду. Город такое уже проходил. И подобные антикризисные меры желаемого результата не приносили. К тому же "Зеленстрой", как показала недавняя ревизия, выполняет еще и функции управляющей организации и ведет бухучет в другой муниципальной фирме - "Зеленый Город". Что за странные взаимоотношения сложились между ними, выясняют правоохранительные органы.

- Многие муниципальные предприятия наделены непрофильным имуществом, содержание которого зачастую и приносит убытки, - считает спикер горсовета народных депутатов Василий Новиков. - Поэтому необходимо провести ревизию, выявить непрофильные активы и передать их в городскую казну.

К примеру, у МУП "ТТП" нашли охотничье хозяйство в Мценском районе. Оно находится за пределами Орла, на него тратят миллионы рублей. Закон не запрещает муниципальному предприятию быть охотпользователем. Но зачем МУП, созданному исключительно для перевозки пассажиров в областном центре, понадобились охотничьи угодья в другом районе? Ответ даст прокуратура.

Частный случай

Ситуацию обсудили и в администрации региона. Губернатор Вадим Потомский эмоционально призвал муниципалитет действовать жестче и решительнее, найти и отобрать непрофильные активы, лишить функций, не предусмотренных уставом. И, если потребуется, передать предприятия в частные руки.

Город временами сотрясают скандалы. Так, мэрии пришлось ликвидировать МУП "Управление по эксплуатации нежилых помещений". Как установила антимонопольная служба, оно активно сдавало в аренду муниципальные помещения, а выручку тратило на собственные нужды. Контрольно-счетная палата не раз указывала на то, что зарплаты в некоторых МУП завышены. А солидные премии выписывают независимо от результатов работы. Даже там, где рядовые сотрудники месяцами ждали зарплату, руководящий состав получал финансовые бонусы. Несмотря на критику, положение о премировании так и не переписали. Впрочем, недавно все же ввели ограничение зарплат - таково требование федерального законодательства. Для каждого предприятия установили максимально возможную разницу между средней зарплатой работников и руководителя. Кратность варьируется от 4 до 8.

- Некоторые предприятия находятся в агонии, - считает член парламентского комитета по ЖКХ Олег Карпиков. - Возможно, в ряде случаев проще создать новое МУП, у которого не будет долгов, чем спасать действующее.

Есть и другой способ - преобразование в акционерное общество. В прошлом году такой путь прошло МУП "Управление капитального строительства города Орла". Считается, что смена статуса помогает свободнее чувствовать себя на рынке. Однако это создает и опасность утраты предприятия. Сначала МУП превращают в АО. Затем акции начинают продавать в частные руки. Бывает, процесс растягивается на годы. Постепенно муниципалитет остается с настолько малым количеством голосов, что уже не может влиять на решения руководства еще недавно принадлежавшего ему предприятия. И тогда город продает остаток своих акций - все равно от них нет проку.

Тем временем

Депутаты Липецкого горсовета задумались об объединении трех муниципальных унитарных предприятий - "Липецкводоканала", "Горэлектросети" и "Липецктеплосети" в одно. На заседании постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию такое предложение озвучил первый вице-спикер горсовета Федор Жигаров. Сторонники этой инициативы полагают, что такой вариант позволит существенно снизить затраты и при этом повысить эффективность работы. Как следует из отчета экспертно-аналитического управления горсовета, эти МУП в основном занимаются сдачей своего имущества в аренду "Липецкой городской энергетической компании" (ЛГЭК). При этом, как рассказали в горсовете, предприятия не могут взыскать с ЛГЭК дебиторскую задолженность, составляющую более 160 миллионов рублей. Депутаты рекомендовали администрации города проработать вопрос реорганизации трех предприятий, а также разобраться с задолженностью ЛГЭК перед МУП, срок давности которой истекает в текущем году.

Антон Иванов

В регионах Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Орловская область Орел