Финна с аутентичным именем Linkker на испытания в Москву привезли, сняв прямо с городского маршрута в Хельсинки. В кармашках сидений в салоне так и лежат еще финские газеты. Как рассказал "РГ" Том Гранвик, один из учредителей компании-производителя, на регулярных маршрутах Финляндии эта модификация электробуса работает с 2016 года. Всего таких машин в четырех городах стран Скандинавии около 200, проезд в них стоит столько же, сколько и в обычных дизельных автобусах. За два года они перевезли уже почти 8 млн пассажиров.
Евгений Михайлов, глава "Мосгортранса", презентовал электробус с большим энтузиазмом. В отличие от предшественников, которые городской перевозчик брал на испытания раньше, финну не нужна длительная ночная подзарядка, ему хватает нескольких минут, чтобы ехать дальше. "Электробус, как и дизельный автобус, должен работать по 18-22 часа в сутки, не останавливаясь на длительные зарядки", - считает Евгений Михайлов.
А еще Linkker относительно легкий - около 10 тонн, или легче на три тонны обычного дизельного, и при этом везет не только сам себя и батареи, но и может взять 80 пассажиров. Его максимальная скорость - 80 км/час. Кузов алюминиевый, собран без сварки - на болтах и клеевых креплениях, благодаря чему очень долговечен - не ржавеет, и при этом прост в обслуживании и эксплуатации. Длительные массовые зарядки большого количества электробусов, пусть и ночные, потребовали бы строительства мощных подстанций. Для подзарядки же электробусов такого типа достаточно существующих распределительных тяговых подстанций метрополитена, трамваев и троллейбусов, которых в Москве достаточно.
Пассажирам, к сожалению, покататься на нем пока не получится - электробус не сертифицирован в России. Тем не менее это не мешает "Мосгортрансу" испытывать его при всех видах нагрузки - присутствие людей в салоне имитирует специальный груз. Параллельно производитель считает стоимость электробуса. У финнов есть далекоидущие планы по локализации производства в Москве, на троллейбусном заводе или в Технопарке ЗИЛ. По мнению Виктора Сапрыкина, руководителя группы-компаний-партнера финского производителя, если электробусы Москва будет приобретать на условиях контракта жизненного цикла, то стоить они могут даже дешевле дизельного автобуса и троллейбуса.
По словам Евгения Михайлова, город устроит, если даже электробус окажется не дороже дизельного автобуса (для города он обходится порядка 10 млн руб. ) и как минимум на 10% дешевле троллейбуса.
Скоро в городе должны взять на испытания еще электробус китайского производителя. Кроме того, напомню, с января в Москве тестируют уже сертифицированный отечественный электробус на маршруте М2.