25.04.2017 09:12
    Поделиться

    Власти Кирова не смогли заставить бизнес прибрать свою территорию

    Власти Кирова не могут заставить бизнес заняться благоустройством своей территории
    Типичная ситуация - на первых этажах дома расположено несколько магазинов и офисов. Но если одни ставят у входа вазоны с цветами, то другие не хотят даже просто прибрать несколько квадратных метров вокруг. А власти, похоже, не в состоянии заставить нерадивых предпринимателей хотя бы просто соблюдать правила благоустройства, в чем они сами на днях признались на одном из мероприятий, посвященных данной проблеме.

    Размер бизнеса в вопросах чистоплотности роли практически не играет. Например, первая в Кирове сеть продуктовых гипермаркетов "родом" еще из 90-х годов не только содержит в порядке свою территорию что зимой, что летом, но и тратит сотни тысяч рублей на ее благоустройство. По словам представителя сети Виктора Мусихина, на площадках перед своими магазинами они каждый год высаживают 23 тысячи цветов. Большие деньги тратятся на элементы внешнего дизайна, малые архитектурные формы. Последний тренд - велопарковки, которыми сеть намерена оснастить свои площадки.

    Противоположный пример - федеральные торговые сети. Мало того что сами магазины зачастую не блещут чистотой, но их администрация не убирает и прилегающую территорию.

    - Это действительно большая проблема для нас, - говорит замглавы администрации Кирова Ирина Щеголева. - Мы пытаемся их убеждать, но доходит до них с трудом. Тем более странно, что в других городах они ведут себя почему-то совершенно иначе. У них там прекрасные территории. Мы неоднократно писали письма руководству головных офисов сетей, даже снимали видео и показывали им, что творится в Кирове. Но ничего не помогает. И сейчас единственная мера воздействия - проголосовать ногами. Если жители не будут туда ходить, может, сетевики задумаются.

    Вместе с тем есть правила благоустройства, предусмотрена система наказаний для нерадивых предпринимателей, почему они не работают? По славам начальника городского управления развития предпринимательства и потребительского рынка Александра Седельникова, в городе постоянно действует инспекторская служба. Получив подобные сигналы, администрация сразу принимает меры, накладывает штрафы. Но крупному бизнесу проще и дешевле их заплатить, чем заниматься благоустройством.

    - Бизнес на такие меры реагирует очень по-разному, - говорит он, - и сами торговые центры очень разные. Особенно большие проблемы с теми, где много арендаторов, а собственник вообще находится не в Кирове. Начинаются суды, процесс долгий. Все это не даст нужного эффекта, пока не поменяется менталитет. Вот когда будет стыдно иметь неухоженную территорию, а таких примеров станет немного, ситуация резко изменится.

    Пример менталитета иного рода показывает хозяйка сети магазинов одежды Елена Вербицкая. Когда предприятие только создавалась 20 лет назад, возле их первого магазина на улице Ленина в центре города была непролазная грязь. Кто пойдет в такой магазин? И они практически сразу стали заниматься благоустройством своей территории. Сегодня это своего рода образец. Красивые кованые решетки, фонарики, цветники, у которых фотографируются гости города.

    - Хотелось создать маленький островок красоты, - говорит она. - Но это для нас большая нагрузка, учитывая, что в компании работает всего около 50 человек. Предпринимательство на Вятке бедное, это не всем под силу. Заставлять бизнес наводить красоту нельзя. Но хотя бы грязь убирать за собой люди должны.

    Елена Вербицкая привела любопытный пример, как менялся менталитет ее сотрудников. В трудовом договоре не написано, что они обязаны территорию облагораживать. И были такие, кто на просьбу помочь откровенно говорил: "Даже пальцем не пошевелю". Понадобились годы уговоров, доводы, что с красотой станет больше и клиентов. В результате сотрудники сегодня сами тратят свои премии, чтобы купить цветы для клумб на входе. То есть менталитет - дело все-таки наживное.

    Комментарий

    Леонид Перминов, вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты:

    - Самый главный стимул для того, чтобы бизнес занялся благоустройством, - приток покупателей. Человек не пойдет туда, где грязь, антисанитария. И наоборот, если будет красивая территория, витрина, это точно поспособствует росту оборота. Именно это должны объяснять городские власти бизнесу. Не верю, что невозможно договориться с теми же федеральными сетями. Ими руководят адекватные люди, очень хорошо считающие деньги. И тема благоустройства обязательно должна обговариваться с ними заранее. Значит, просто не сумели до них это донести.

    Поделиться