За год объем нарушений, обнаруженных аудиторами Счетной палаты, вырос почти до 966 миллиардов рублей. Об этом рассказала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, отвечая на вопросы читателей "Российской газеты". От них главному российскому контролеру пришло около пятисот писем и вопросов. Все послания мы передали Татьяне Алексеевне, на большинство из них она ответила лично, ответ на вопрос о моногородах публикует "РГ - Неделя", а ответы на наиболее частые вопросы можно прочитать в федеральном номере "Российской газеты" за 26 апреля 2017 года N 89(7255).
Суровегина Г.А.: Немного удручает вывод Счетной палаты, что "моногородам деньги не нужны - не осваивают". Лукавство или неведение? Известная практика, что выделенные на проект или грант бюджетные деньги можно получить лишь в конце года. Получается, надо брать займы под проценты, чтобы погасить долг при получении транша. Ни один из опытных чиновников на это не пойдет. Проще вернуть в казну деньги. В идеале нужно, чтобы средства на 2018 год были выписаны в декабре 2016-го и стали доступны в январе-феврале 2018 года, хотя бы траншами... Это азбука... А так каждый думает, что кто-то проценты собирает с депозитов то ли в свой карман, то ли в госказну. Это уже неважно.
Татьяна Голикова: Счетная палата не делала вывода, что "моногородам деньги не нужны - не осваивают". Напротив, государственная поддержка моногородам необходима, но она должна быть эффективной.
Правительством в 2009-2016 годах осуществлялись мероприятия, направленные на улучшение социально-экономического положения моногородов. В рамках антикризисных действий в 2010-2011 годах при финансовой поддержке из федерального бюджета реализовывались комплексные инвестиционные планы развития моногородов. Также правительством организовано ведение комплексного мониторинга социально-экономического положения в моногородах с использованием ГАС "Управление", утверждены критерии отнесения монопрофильных муниципальных образований к моногородам и их перечень.
В октябре 2014 года учреждена некоммерческая организация "Фонд развития моногородов", основная задача которой - содействие развитию моногородов за счет реализации на их территориях инвестиционных проектов. Но пока принимаемые меры носили в основном оперативный характер и не решили задачу стабилизации социально-экономической ситуации в моногородах.
Увы, пока из-за ряда системных недостатков задача по комплексному развитию моногородов не достигнута, более того, ситуация ухудшается. И основной причиной такого результата является бессистемность.
До сих пор так и не создана сбалансированная и комплексная программа развития моногородов, рассчитанная на долгосрочный период. Утвержденная в конце 2016 года приоритетная программа "Комплексное развитие моногородов" недостаточно проработана и требует корректировки.
Анализ организационных документов минэкономразвития, Внешэкономбанка и Фонда развития моногородов свидетельствует о дублировании значительной части их функций по поддержке моногородов. В то же время ни один из федеральных органов исполнительной власти и институтов развития не обладает полной и достоверной информацией об объемах поддержки моногородов и, самое главное, об их эффективности и результативности.
Деятельность Фонда развития моногородов по софинансированию расходов регионов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, должного влияния на социально-экономическое развитие моногородов также не оказала.
Не менее важен и тот факт, что работа фонда не позволила создать необходимое количество независимых от градообразующих предприятий рабочих мест, которые помогли бы моногороду выйти из категории с наиболее сложной социально-экономической ситуацией.
По оценкам Счетной палаты, выделенные фонду в 2014-2016 годах средства значительно превысили его реальные потребности. Можно вложить очень много денег, но для того, чтобы достигнуть реального результата, необходимо сформировать комплексную государственную политику, стимулирующую переход моногородов к устойчивому саморазвитию, в том числе за счет решения вопросов социальной политики, ответственности бизнеса, диверсификации экономики страны и инновационного развития.
Мы рассчитываем на положительный эффект от программы "Пять шагов благоустройства повседневности", которая начала реализовываться с 1 января 2017 года. В ее рамках за два года во всех 319 моногородах предполагается провести ремонт центральных улиц, обустройство входных групп в поликлиники, подготовку педагогических и медицинских кадров.