В марте депутаты приняли в первом чтении проект закона минэкономразвития о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве. Однако тогда он вызвал множество нареканий как от самих законотворцев, так и от общественников. Претензий у дачников, которых ни много ни мало 60 миллионов, накопилось немало.
"В сфере правового регулирования садоводства, огородничества и дачного хозяйства накопилось достаточно проблем, - отметил председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. - Требуют корректировки организационно-правовые формы садоводческих и дачных объединений, вопросы использования общего имущества, организации управления в товариществах, обоснованности и размера собираемых платежей и взносов".
Сейчас дачники живут по закону, который был принят 20 лет назад. Тогда предполагалось, что все владельцы земельных наделов окажутся людьми честными и ответственными: будут исправно обрабатывать сотки, платить членские взносы, не станут покушаться на землю соседа и воровать электричество, а председатели СНТ не будут прикарманивать общие деньги.
В жизни все оказалось по-другому. Многие еще в 90-е побросали выделенную безвозмездно землю, которая зарастает бурьяном или превратилась в свалку. В некоторых дачных объединениях доля таких участков достигает 50 процентов.
Однако изъять их в пользу других дачников или ближайшего муниципалитета непросто. Председатель дачного товарищества вправе подать иск в суд и потребовать изъять землю у нерадивого пользователя. Но на практике до этого доходит дело лишь там, где земля стоит дорого, например, в Подмосковье. Так, на белорусском направлении цена за сотку достигает 2,93 миллиона рублей, а на Рижском - 1,6 миллиона.
В других регионах, где цены не такие "кусачие", заниматься изъятием никто не хочет. Ведь председателю приходится самому составлять иск, платить пошлину, собирать доказательства, что владельца на даче не видно уже лет десять. В новом законе, как пояснил замдиректора департамента недвижимости минэкономразвития Вячеслав Спиренков, закрепляется норма, по которой бесхозные земельные участки могут изыматься в пользу членов товарищества.
Снимается, по словам чиновника, и спорный вопрос с регистрацией на даче. Сейчас "прописаться" на 6 сотках можно, но сложно. Для этого нужно получить судебное решение, что дом, который оформлен в собственность, подходит для круглогодичного проживания. Кроме того, дача должна располагаться в границах населенного пункта. Даже коттедж в СНТ в чистом поле для постоянной прописки не подойдет. В новом законе, по словам Спиренкова, разрешается строить индивидуальные жилые дома только на садовых участках. Законопроект делит все участки на садовые и огороднические. На последних строить жилье нельзя, можно только выращивать овощи.
Минэкономразвития предлагает оставить две правовые формы организации дачников. "Сейчас 9 форм объединений граждан, - уточнил сенатор. - И кроме юристов никто не понимает отличий дачного кооператива от партнерства или товарищества. Мы предлагаем ограничиться двумя - садоводческое и огородническое некоммерческое товарищество. Это упростит для граждан понимание их прав, обязанностей, поможет создать типовые уставы".
Сейчас в России лишь 5 процентов садоводческих кооперативов, 9 процентов - партнерств и 86 процентов - товариществ. Как большинство товарищами были, так ими и останутся. Так что изменений практически нет, успокаивают в министерстве.
Однако сами дачники не слишком рады тому, что им оставляют по сути только одну правовую форму - юрлицо. Оно может быть ликвидировано, признано банкротом, перечисляет зампред Московского союза садоводов Полина Тришина. Проблема в том, что законопроект предлагает определить долю каждого садовода в общем имуществе, то есть каждому дачнику будет принадлежать либо часть фонарного столба, либо кусок дороги. И если вдруг дачное товарищество признают банкротом, то финансово отвечать придется не только проворовавшемуся председателю, но и всем участникам принадлежащим им имуществом. "В законопроекте необходимо предусмотреть использование иных способов управления имуществом - без образования юрлица", - считает Тришина.
Просят дачники отменить или земельный налог, или приравнять земли, предоставленные для ведения подсобного хозяйства, к землям населенных пунктов. Ведь только 3,5 процента участков сегодня находятся в пределах населенных пунктов, где вопросы с обустройством территорий общего пользования худо-бедно, но решаются. Остальные дачники владеют сотками, которые не значатся среди земель конкретной деревни, села или города, при этом садоводы исправно платят земельные налоги, но вынуждены решать все проблемы сами.
Вот только главы муниципалитетов не очень-то рады дачным товариществам. С ними, может, и придут какие дополнительные финансы, но и проблем прибавится: придется и дороги подводить, и водоснабжение обеспечивать.
По мнению начальника управления по развитию садоводства и огородничества правительства Санкт-Петербурга Андрея Ляха, для успешного развития дачного дела в каждом регионе должен появиться специальный исполнительный орган власти. Без господдержки, считает питерский чиновник, дачникам сложно будет выживать. А они жизненно важны для экономики. По данным Росстата, личные подсобные хозяйства и дачи дают до 40 процентов всего объема сельхозпродукции.
А вот против чего категорически выступают дачники, так это против того, чтобы отдавать товарищества управляющим компаниям. Как считает председатель профсоюза садоводов России Людмила Голосова, тогда потеряется весь смысл дачных объединений как некоммерческих структур. Депутаты проанализируют предложения и включат их в новую редакцию законопроекта. Второе чтение обещает быть жарким.
На садовом участке можно будет строить капитальные жилые дома и прописываться в них, а вот на огородном исключительно хозяйственные постройки.
На садовом участке можно будет построить садовый домик, для которого не потребуется заказывать разрешение на строительство.
Остаются только две правовые формы дачных объединений: садовое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество.
Устанавливаются три вида взносов для участников товарищества: вступительные, целевые и членские, а также перечень целей, на которые эти взносы могут быть израсходованы.
В долевую собственность будет передано общее имущество садоводческих и огороднических товариществ.
Неиспользуемые земельные участки будут передаваться на бесконкурсной основе членам товарищества.
Ветеранам войн земельные участки будут передаваться в первоочередном порядке.
Горожане в Германии могут отдыхать, не выезжая за пределы мегаполисов - в так называемых маленьких садах, добираться до которых не больше получаса. Согласно федеральному закону величина садового участка не должна превышать 400 квадратных метров, на нем может быть построен домик площадью не более 24 квадратных метров.
Все граждане вправе арендовать землю у местной администрации для "отдыха, общения с природой и высаживания овощей и фруктов для собственных нужд": плата за квадратный метр в среднем 0,17 евро.
Участок можно также приобрести, цена в зависимости от федеральной земли колеблется от 1900 до 3300 евро. Как правило, садоводы платят единовременный налог, положенный при покупке земельных угодий, и небольшой ежегодный налог на землю. Закон запрещает владельцам или арендаторам садов использовать домики для постоянного проживания. Все садоводы объединены в негосударственные некоммерческие организации, регулирующие нужды так называемых колоний маленьких садов. В ФРГ существует более 15 тысяч таких союзов, в них состоят около миллиона садоводов, обязательные членские взносы не превышают 30 евро в год. Дополнительные расходы на воду, энергию, страховку и вывоз мусора обходятся за год в среднем в 276 евро.
Анна Розэ, Берлин
Помимо глубоких исторических и духовных связей Грецию и Россию объединяет "культ недвижимости". Греки традиционно считают, что квартиры и загородные дома являются семейной ценностью, которую необходимо передать по наследству. Российские аналоги дач в Греции весьма распространены, многие жители крупных городов уезжают в свои загородные дома на выходные и "длинные" праздники.
Обычно речь идет о небольших каменных строениях площадью от 70 до 120 метров, находящихся на расстоянии полутора-двух часов езды от города. "Сегодня в связи с кризисом все больше греков предпочитают чаще отдыхать в своих загородных домах, поскольку люди не могут себе позволить путешествия и гостиницы. По этой же причине на греческих "дачных" огородах чаще, чем раньше, можно встретить рассады огурцов, помидоров и картошки - люди стремятся экономить и сажать овощи и фрукты", - рассказывает "РГ" риелтор Эмилия Принотаки.
Загородная недвижимость наравне с квартирами в городе облагается имущественным налогом в среднем от 2 до 13 евро за квадратный метр объекта и от 1 до 9 евро за "сотку" земельного участка в зависимости от нахождения в зоне населенного пункта или вне его.
Подготовил Александр Гасюк, Афины
Загородные наделы в Италии классифицируются как "вторые дома", которые, в отличие от первого жилья, в обязательном порядке облагаются налогом. Причем размер налога зависит не только от его размеров и кадастровой стоимости жилья, а также от того, в каком городе или области оно находится. В среднем ежегодный налог на недвижимость составляет 0,4 - 0,7 процента от кадастровой стоимости объекта. Например, в Милане он составляет 0,5 процента. По мере продвижения на юг налог автоматически снижается - в Калабрии, к слову, сумма не превышает 0,1 процента. Страхование недвижимости в Италии является обязательным. Ежегодные взносы составляют 1 - 2 процента от стоимости жилья.
Нива Миракян, Рим
В Японии столичные жители, как правило, не имеют загородных наделов, которые используют для выращивания овощей и фруктов. Отдельный дом за пределами мегаполиса может позволить себе только состоятельный человек. Приобретение загородной недвижимости и ее содержание обойдется владельцу в довольно крупную сумму. Большинство японцев при желании провести несколько дней на природе предпочтут остановиться в гостинице.
Александр Ленин, Токио