Почему практика бизнеса нередко опирается на размытые нормы

Представим себе, что некий горсовет принял такую инструкцию. Мэром можно выбрать человека не моложе 40 (чтоб был опыт), не старше 50 (чтоб были силы). Он должен родиться в другом городе - чтоб был взгляд со стороны, но прожить в этом городе не меньше 15 лет - чтоб знал проблемы.

Он должен был отслужить срочную в армии - чтоб был патриотом. Должен окончить Академию госслужбы - чтоб понимал в этом деле. Жена должна иметь бизнес - чтоб он был финансово независим. Должен водить машину - когда это положение о праве на участие в выборах приняли, то решили для окончательной верности добавить еще один пункт. И еще кандидат должен до выборов отработать один срок мэром - чтоб иметь опыт, но не забронзоветь. И чтоб коней на переправе не менять.

Вот теперь - можно честно выбирать.

Возможна такая ситуация?

Вполне честный (в строгом соответствии с условиями конкурса) выигрыш обеспечен тому, кому надо, ради кого этот конкурс и затевался

Увы, нет - закон не позволяет, а он для всех один. Вот и приходится исправлять ситуацию уже ручными методами, что мы и видим на разных выборах.

А вот с коммерческими конкурсами все куда проще и честнее.

Общей универсальной матрицы - как именно формулировать условия самых разных конкурсов - нет и, понятно, быть не может.

Поэтому в каждом конкретном случае условия конкурса можно формулировать изначально примерно так, как описано выше - и тогда вполне честный (в строгом соответствии с условиями конкурса) выигрыш обеспечен тому, кому надо, ради кого этот конкурс и затевался.

Примеров тому мы все знаем немало.

Собственно, во многом таким образом проводились залоговые аукционы, вообще приватизация. Но тот, кто думает, что все это осталось в "лихих 90-х" - лихо ошибается. Люди остались людьми, чиновники - чиновниками, бизнес - бизнесом, а конкурсы - конкурсами.

Напомню некоторые свежие примеры.

Вот в 2015 году был проведен конкурс на строительство Надымского моста, который должен был связать Ямал с континентом. Контракт на 3,4 млрд руб. достался компании ОАО "Мостострой-11". Условия были сформулированы строго - опыт строения мостов не менее 15 лет, обязательно наличие собственного завода по изготовлению металлоконструкций и еще некоторые ограничения. Все бы хорошо, но вот вмешалась ФАС - и итоги конкурса были аннулированы.

Другой пример. 2015 год. Конкурс на добычу нефти по Гавриковскому лицензионному участку (Ханты-Мансийский автономный округ). Условием была поставка добытой нефти на любой НПЗ в Ростовской области. Маленькая проблема в том, что, как пишут журналисты, в области практически нет НПЗ. Легко догадаться, что в полном соответствии с условиями конкурса хозяин именно Новошахтинского завода и стал законным победителем "конкурса с условием".

Перечислять все такие примеры - писать краткий курс экономической истории России.

Как говорил знаменитый Генри Форд, "покупатель может купить "Форд" любого цвета, при условии, что этот цвет - "черный"

Вот последний (то есть, понятно, совсем не "последний", а просто ближайший по времени) пример верности традициям.

Есть в Ямало-Ненецком АО Гыданский лицензионный участок недр. Его и выставляют на аукцион для геологического изучения недр, разведки и добычи сырья. Площадь - 3700 квадратных километров. Разведанные запасы газа около 477 млрд кубометров, прогнозные извлекаемые ресурсы - около 167 млрд кубометров. Понятно, есть еще и конденсат, и прочие приятные вещи.

Велика Россия, а кусок - вкусный, что и говорить.

Ну вот, условия конкурса так и составлены, чтобы участвовать в нем могли все те компании, у которых есть мощности по сжижению газа на Ямальском полуострове. Этим условиям точно соответствует компания "НОВАТЭК". Но существует ли другая такая же - большой вопрос. Так что, как говорил Генри Форд, "покупатель может купить "Форд" любого цвета, при условии, что этот цвет - черный".

Небольшая проблема лишь в том, что фирма "Форд" была частной, и желание хозяина, который распоряжался своими деньгами, было законом для него самого. А вот земля в России - в том числе и на Гыданском участке - вроде бы государственная, и не факт, что Российское агентство по недропользованию, которое и организует такой аукцион, вправе распоряжаться этим участком в полном соответствии со своими представлениями о прекрасном.

Или все же - вправе?

Во всяком случае, некоторый вопрос здесь возникает.