Оба происшествия случились в апреле, с разницей буквально в несколько дней. Сначала вандалы осквернили Громовское старообрядческое кладбище в Московском районе: подожгли венки и кресты, разгромили могильные плиты. Всего, по словам сотрудника некрополя, пострадали шесть надгробий. Не успели правоохранители начать проверку, как поступил следующий тревожный сигнал. Группа молодых людей разрушила более 30 памятников на Смоленском кладбище, причем после осмотра оказалось, что половина из них утрачены полностью. Восьмерых вандалов (были среди них несовершеннолетние и приезжие) задержали практически сразу, дело было передано в суд.
В действиях хулиганов СМИ тут же усмотрели национальную подоплеку, но, как выяснилось, ни ее, ни религиозных или политических мотивов у них не было - компания просто хотела срезать путь и, видимо, "по приколу" крушила все попадавшиеся по дороге могильные камни. При этом восстанавливать надгробия теперь придется родственникам умерших: максимальная сумма, которую может компенсировать город в подобных случаях, составляет 9784 рубля. Для памятника из гранита (а им-то как раз досталось больше всего) этого, конечно, мало.
Эксперты говорят, что положительная динамика налицо: удалось остановить, например, выламывание оградок, которые еще несколько лет назад хулиганы массово несли в пункты приема цветных металлов, но соглашаются - полностью контролировать порядок на территориях кладбищ пока не получается.
- Конечно, у каждого городского кладбища есть охрана, однако часто территории захоронений огромны. Есть такие, что составляют более 50 гектаров. На каждом углу камеру не поставишь. И даже если бы мы хотели, через зеленые массивы, деревья сети не протянуть. Еще в 91 году у нас были убраны посты милиции, сейчас мобильной группы, которая бы регулярно проверяла территорию, нет, - формулирует проблему Андрей Молдованов.
Но осквернение мест упокоения - это не только разрушение могильных камней. На историческом Митрофаньевском кладбище, например, неизвестные приноровились складировать мусор. За этот некрополь, где похоронены более 400 тысяч петербуржцев, горожане бьются уже который год.
Сначала его хотели застроить и проложить через него магистраль, но благодаря протестам решение удалось отменить. Добились и включения его в список объектов культурного наследия. Однако обширная территория почти уничтоженного в советское время кладбища остается сегодня доступной для всяческого рода нарушителей.
- Мы обнаружили шесть мусорных куч, да таких, которые убрать можно только с помощью специализированного транспорта. Пока ограды нет, это будет продолжаться. Еще два участка в самом центре кладбища используются под склад черного лома. Других мест, видимо, для этих целей не нашлось, - рассказывает заместитель председателя "Санкт-Петербургского Митрофаньевского союза" Илья Попов.
Своими силами общественники справиться не надеются и очень рассчитывают на поддержку чиновников. Пока же удалось только снести незаконные постройки и начать выселение арендаторов, которые фактически оккупировали территорию кладбища, но работа эта продвигается крайне медленно.
По словам специалистов, основная проблема в том, что сегодня государством не предусмотрено каких-либо мер по защите памятных надгробий. Предполагается, что у кладбища есть охрана, на этом все и заканчивается. В действующем законе "О погребении и похоронном деле" статус кладбищ как особо важных объектов не прописан, а меры охраны и содержания упоминаются вскользь. Возможно поэтому некоторые погосты сегодня даже не ограждены по периметру. Более того, иногда вообще непонятно, кому принадлежит территория и следит ли за ней хоть кто-то. Сегодня многие петербуржцы предпочитают договариваться со смотрителями - за определенную плату они соглашаются почаще осматривать могилы. Некоторые страхуют гранитные кресты, что в случае чего покрывает расходы на установку нового памятника. Правоохранители же просят проявлять бдительность и сообщать, если вдруг замечены подозрительные личности - надгробие они, может, и не разрушат, но случаи воровства тоже не единичны. Напомним, вандализм в местах захоронений карается сроком до пяти лет лишения свободы.