Якову Яблочнику 26 лет. Уголовное дело, потрясшее всю страну, строится в первую очередь на его показаниях. Молодой человек, не скрывая своего лица и личности, заявил, что 13 лет назад, когда воспитывался в детском доме N 10 (сейчас центр содействия образования N 8), он систематически становился жертвой сексуального насилия со стороны одного из сотрудников учреждения.
О Якове еще в прошлом году сняли документальный фильм. В ленте он рассказал свою биографию. Кино посмотрел Уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов и направил ленту в Следственный комитет и прокуратуру. Правоохранители очень долго изучали сообщения Якова, неоднократно вызывали его для дачи показаний.
Накануне в центре содействия образования N 8 прошли обыски. А на следующий день было возбуждено сразу восемь уголовных дел. Под подозрение попали люди, известные в педагогической среде города. В частности, на период следствия арестованы 70-летний методист, обладатель знака "За гуманизацию образования Петербурга", 41-летний создатель социальной гостиницы для сирот и бывший замдиректора детского дома. Еще двое подозреваемых - бывшие выпускники детдома. Подозреваемые успели крикнуть собравшимся в зале журналистам, что отрицают свою причастность к насилию над детьми: "Яков попросту наврал..."
Сам Яков говорит, что вполне ожидал такой реакции. Он сообщил "РГ", что после того, как началось расследование, в его адрес стали поступить угрозы от сотрудников детдома и выпускников. По информации Якова, на учеников и выпускников оказывается давление, ребят просят не давать показания, которые противоречили бы версии защиты. Также он сообщил, что трех других потерпевших, по его данным, просят изменить показания.
Молодой человек дал обязательство не раскрывать тайну следствия, но тем не менее он сообщил, что из трех других потерпевших он шапочно знаком лишь с одним. Также в его показаниях фигурирует лишь один воспитатель. Остальные могли появиться в связи с показаниями других пострадавших.
В центре содействия образования N 8 комментировать данную ситуацию отказались. Председатель СК России Александр Бастрыкин взял расследование под личный контроль.