В Зауралье нехватка кадров затормозила рост машиностроения

Отрасль, традиционно считающаяся в Зауралье одной из системообразующих, переживает непростые времена. С одной стороны, после длительной стагнации здесь начали расти объемы производства. С другой - специалистов для обеспечения стабильного роста и в будущем катастрофически не хватает.

Отрасль с историей

На днях курганцы отметили 140-летие именитого земляка - Сергея Балакшина, которого считают основателем машиностроения в Зауралье. В 1900 году инженер-механик Балакшин открыл в деревне Логовушке под Курганом мастерскую, где стали делать оборудование для маслодельной промышленности. Через три года мастерская была перебазирована в город, а затем на ее базе создан чугуно-меднолитейный механический завод. Это предприятие, на котором с 1905 года стали выпускать водяные турбины по собственным проектам Балакшина, стало первым в Зауралье машиностроительным центром.

Мастерская Балакшина дала жизнь двум курганским заводам - Кургансельмашу и заводу колесных тягачей. Последнего, увы, уже нет: шесть лет назад он стал банкротом. Не лучшие времена переживает и Кургансельмаш, некогда крупнейший в СССР производитель доильной техники. В 1990-х, когда не стало госзаказа, объемы выпускаемой продукции здесь упали в 12-20 раз и до сих пор не восстановились. Чтобы выжить, завод вошел в региональный арматурный кластер и организовал на опустевших площадях производство литья для запорной и трубопроводной арматуры. Гендиректор Петр Гринюк все еще ностальгирует по плановой экономике.

- В 90-х годах контрольный пакет акций завода хотела купить шведская фирма, наш прямой конкурент, - рассказывает он. - Помню, шведский инженер посмотрел нашу продукцию и говорит: "Ваши машины по дизайну хуже, чем у нас". Я отвечаю: "Согласен, но функциональные возможности наших машин соответствуют международным стандартам. Нам год-полтора напряженно поработать - и выйдем на ваш уровень". "Да, - говорит швед. - Но, если вы сделаете технику такого же качества, как у нас, и на 20 процентов дешевле, вы ни одной машины в Европе не продадите, потому что наши власти о нас заботятся, а о вас - нет".

Эффект господдержки

По мнению Гринюка, с тех пор мало что изменилось: отдельные меры принимаются, но о системной господдержке отечественные производители только мечтают. Между тем практика показывает, что если очень постараться, то можно превзойти западных конкурентов. Яркий пример тому - машиностроительное предприятие "Сенсор", которое вместе с группой ученых из Илизаровского центра получило патент на первый отечественный имплант для оссеоинтеграции (сращения металла с костной тканью), основанный на использовании аддитивных технологий. Изобретение врачей и инженеров качественно улучшает жизнь людей, потерявших по разным причинам пальцы и другие сегменты конечностей, дает им возможность чувствовать себя в обществе комфортно и обходиться без посторонней помощи. Никто в мире такие конструкции больше не делает. Сам феномен оссеоинтеграции открыт еще в середине прошлого века шведским профессором. Но курганские ученые пошли дальше: они не только усовершенствовали технологию, но и разработали уникальный метод крепления протеза. Как рассказал гендиректор "Сенсора" Виктор Кузнецов, во время недавней научной конференции в Санкт-Петербурге его шведский коллега очень интересовался изобретением курганцев.

- Почувствовал, что мы уходим вперед, - заметил Кузнецов.

По итогам первого квартала 2017 года индекс промпроизводства в Курганской области составил 107,7 процента, в то время как в среднем по России - 100,1. Рывок обеспечили именно обрабатывающие производства

По данным областного департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики, в Зауралье сегодня 45 предприятий выпускают современную востребованную машиностроительную продукцию. Именно они определяют развитие экономики региона, и власти это понимают. Принята и работает долгосрочная областная программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности, она уже приносит свои плоды: второй год подряд индустрия Зауралья "в плюсе". Так, по итогам первого квартала 2017-го, индекс промышленного производства в Курганской области составил 107,7 процента, в то время как в среднем по России - 100,1. Рывок обеспечили как раз обрабатывающие производства: здесь рост составил 10,9 процента к уровню прошлого года.

Портфель без кадров

В регионе стоит задача за 10 лет вдвое увеличить объемы по отношению к уровню 2014 года. Для этого необходимо обеспечить ежегодный рост хотя бы на шесть процентов. Власти региона считают: это достижимо, особенно за счет выгодного географического положения и высокой компетенции в вопросах машиностроения.

Кстати, именно эти преимущества использовала московская компания, которая запустила в начале года в Кургане первую очередь завода буровых установок. Инвесторы планируют вложить в производство около миллиарда рублей и наладить выпуск высокотехнологичных тяжелых машин для бурения горизонтальных скважин - нефтяных и газовых. Портфель заказов уже сформирован на 2-2,5 года. Подобных предприятий в Зауралье раньше не было.

Только вот беда: заводу требуются 800 высококвалифицированных рабочих и специалистов, а взять их пока негде. Москвичи уже стали приглашать на работу людей из других регионов. Но кадры нужны не только им. По словам и.о. ректора Курганского госуниверситета Константина Прокофьева, вуз выпускает в год 200 инженеров, а заводам требуется в три раза больше. Замгубернатора, директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики региона Александр Константинов признался, что в вопросах подготовки специалистов для машиностроения он не нашел общего языка с департаментом образования и науки, поэтому ставит вопрос о введении в этом ведомстве дополнительной штатной единицы - заместителя директора по кадрам для промышленности.

- Минпромторг РФ давно ответ нашел: запущена программа кадрового обеспечения промышленного роста, - говорит Александр Константинов. - 21 регион уже участвует в пилотном режиме. Курганская область, к сожалению, в их число не вошла. Но ничто не мешает заниматься этим самим. Мы обсудили проблему с КГУ и представили свое видение.

По мнению гендиректора Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования Владимира Казакова, если все время говорить "нужны кадры", но при этом ничего не делать, люди на заводы не придут.

- Требуется мотивация, и не только рублем, - считает топ-менеджер. - Привлечь можно интересной стабильной работой, соцпакетом, перспективой обучения, повышения квалификации, зарплатой. Мы этими вопросами занимаемся, причем делаем ставку на молодых, потому что новые технологии требуют новых компетенций.

Кстати, завод в прошлом году вышел из банкротства, погасил долги перед кредиторами и нацелен на стабильное развитие. На прошлой неделе варгашинцы отправили первую партию спецтехники по госконтракту для МВД.

- Конечно, хотелось бы побольше заказов, "длинных" денег, - говорит Владимир Казаков, возглавивший предприятие в августе прошлого года. - Сейчас в основном технику заказывает государство и небольшая часть естественных монополий. А хотелось бы иметь побольше горизонтальных связей с бизнесом. Для этого нужно всколыхнуть рынок, сделать его платежеспособным. Потенциал у области очень большой.

Кстати

По данным профильного департамента, в этом году в Курганской области планируется открытие пяти новых производств в машиностроении: стартует второй этап организации выпуска отечественных мобильных буровых установок большой мощности, будут созданы Курганский литейный центр (проект компании "Пульсатор"), инструментальный центр финишной обработки деталей трубопроводной арматуры (проект предприятия "Сенсор"), а также запущены два новых проекта на Курганмашзаводе - по расширению мощностей для создания сборочного производства гражданской продукции и по организации капитального и среднего ремонта продукции военного назначения.