В работе круглого стола приняли участие:
Михаил Попов, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России;
Олег Качанов, директор Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России;
Марианна Шевченко, директор по развитию Общероссийской общественной организации "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей";
Елена Шимутина, заместитель директора Центра образования № 548 "Царицыно".
По статистике Министерства образования и науки Российской Федерации, около 40 миллионов человек ежегодно "общается" с системой образования - это дети, родители, работники основного и дополнительного образования. При этом в отрасли на настоящий момент действует не менее 50 информационных систем, с которыми вынуждены взаимодействовать работники только "горячего" педагогического цеха. Система "Контингент" призвана стать связующим звеном уже действующих информационных систем, чтобы данные могли перетекать из одной в другую, не требуя повторного введения информации.
У системы есть и другие предназначения. Директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России Михаил Попов напомнил, что одна из проблем в системе образования - это неохваченный контингент. "Есть дети, которые не находится в системе образования, - рассказал Михаил Попов. - Кто-то - болеет, кто-то обучается дома. Есть дети-инвалиды, которые по каким-либо причинам не ходят в школу. Мы их не видим. Эта ситуация уже затрагивает вопросы национальной безопасности. Система учета "Контингент" позволит нам каждого ребенка увидеть и дать ему соответствующее право на образование (не важно в какой форме - дистанционной, семейной) или создать для него специальную адаптированную программу, которую имеет право получить ребенок".
По словам представителя Минобрнауки России, система "Контингент" уже готова, сейчас поправки к закону о ее введении обсуждает специальная комиссия. И после запуска эксперты заложили пятилетний интервал ее внедрения. "За пять лет мы должны сделать эту систему идеальной", - уточнил Михаил Попов.
По словам директора по развитию Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Марианны Шевченко, один из главных вопросов, который волнует всех, кто будет работать с "Контингентом", в том числе и родителей - безопасность системы. "Нам очень важно понять, какие данные будут храниться в системе, кто будет иметь к ним доступ. Не менее важно понять, кто, как и каким образом будет отвечать за безопасность сохранения этих данных", - озвучила опасения родительского сообщества Марианна Шевченко.
Представители исполнительной власти сразу же упокоили. Поскольку у системы предполагается статус "государственной", к ней будут применяться все требования по безопасности ФСБ, ФСТЭК, Минкомсвязи. То есть данные, пароли и вообще вся информация будет находиться на российских серверах во внутреннем безопасном контуре. Программное обеспечение - российское, а формы строго регламентированы.
Директор Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России Олег Качанов пояснил, что в работающих ныне системах требования по информационной безопасности не унифицированы. Введение ГИС "Контингент" позволит решить эту проблему. При этом Олег Качанов отметил, что нет такой точки на рабочих местах, откуда можно будет увидеть все данные: "Есть четкое ограничение. Педагог видит данные, относящиеся только непосредственно к его классу, завуч - к его школе. Ни в коем случае никто не видит всех данных сразу. Это распределенная модель хранения и доступа к информации. При этом одна из главных целей создания системы - это получение оперативной и полноценной информации по состоянию отрасли.
Есть и финансовый аргумент "за" введение ГИС "Контингент". "Обеспечение работ ГИС Контингент составит около трехсот миллионов рублей в год. Это с учетом периодической переаттестации, информационной безопасности. Мы совместно с Высшей школой экономики подсчитали, сколько сейчас тратится учителями на подготовку, например, формы ОО-1 по статистической отчетности. Подсчитали, исходя из того, сколько времени тратит один учитель в одной школе, помножили на количество школ. Это порядка семи миллиардов рублей. Таким образом, если мы позволим сэкономить хотя бы на подготовке одной статистической формы и обеспечить ее автоматизированную подготовку с использованием нашей системы, то в первый же год ее функционирование окупается многократно".
Самую большую пользу внедрение системы должно принести преподавательскому сообществу. Заместитель директора Центра образования № 548 "Царицыно" Елена Шимутина рассказала, что в единой системе можно смотреть результаты текущие, итоговые, срезовых работ. "Мы можем сравнивать, и это делается системно, - уточнила Елена Шимутина. - Мы можем посмотреть, это незатратно. Мы получаем эти данные, эти графики, и мы видим. Допустим, я смотрю информатику более подробно. Я смотрю в каком классе, какие темы "западают", с учителями мы говорим, что нужно скорректировать. Сейчас в Москве реализуется еще проект "Московская электронная школа". Это облачный сервис - единое хранилище методических материалов, когда учителя разрабатывают сценарий и выкладывают в общее хранилище. То есть учителя могут использовать сценарий учителей других школ. Если это будет федеральным, насколько расширяются возможности сетевого взаимодействия? Сейчас эти материалы тоже есть, но они на разных сайтах, по разным проектам. Чтобы найти интересную разработку, надо потратить много времени. Здесь же, если это будет сделано действительно качественно, профессионально, с хорошей поисковой системой, серьезно расширяются возможности учителей".
Николай Колпачков, руководитель департамента по образованию и науке Смоленской области:
Система "Контингент" является единой, объединяющей разрозненные базы данных. Когда отдельные школы или муниципалитеты создавали свои базы, не было интеграции, не было взаимосвязи. Единая система позволяет видеть ситуацию на уровне региона, позволяет планировать, понимать, сколько мест нужно в школах и детсадах.
Но при этом она помогает и родителям, и самим детям. В частности, при формировании электронных портфолио достижений учащихся. Важно, что если ребенок перевелся в другую школу, информация не потеряется.
Конечно, необходимо проводить разъяснительную работу с учителями, формировать привычку. Сейчас в профессиональном стандарте педагога прописана обязанность владеть на достаточно хорошем уровне информационно-коммуникационными технологиями, и обеспечивать ведение электронного дневника, электронного журнала. Любая новая система вызывает вопросы, как у нас было при введении электронной очереди в детские сады. Поэтому внедрение системы "Контингент" происходит постепенно, через тестовый режим. Но плюсы для всех очевидны. Рассчитываем, что в ближайшие годы сможем использовать все новые возможности.
Сергей Федорчук, замминистра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:
За два года мы смогли создать региональный сегмент система "Контингент" из четырех компонентов. Запущен электронный детский сад, который решает вопросы дошкольного образования. В процессе формирования электронная школа, электронное дополнительное образование и электронный колледж.
Приоритетный вопрос для нас - повышение информационной безопасности. Мы включили все образовательные организации в состав защищенной информационной сети правительства Новосибирской области. Также организовали повышение квалификации педагогов, аттестацию тех работников, которые работают с системой.
Сложной темой является интеграция сельских, малокомплектных школ. Требуется и увеличивать скорость доступа в Интернет, и развивать дистанционные технологии обучения. Но нам очень важно обеспечить равенство доступа детей к образованию.
Благодаря новой системе учителя получают удобный инструмент для работы. Речь не только об электронном расписании и журнале, но и, например, об электронной аттестации педагогов, когда учителю не требуется составлять огромные отчеты и готовить много бумажных документов. Такие решения позволяют снизить нагрузку с учителей. Освободит их время от административной работы к решению педагогических задач.
"Контингент" упрощает жизнь и для педагогов, и для родителей, и для школьников. Поэтому надо стремиться интегрировать все сведения в единую систему и упростить с системой для всех участников образовательного процесса.