Дарья Морозова: Я хочу напомнить, что за ДНР на референдуме проголосовали 89,1 процента жителей Донецкой области, в том числе и тех территорий, которые сейчас контролируются Украиной. Поэтому мы ответственны за людей, отдавших свои голоса за республику, но живущих по ту сторону линии разграничения, причем живущих в худших условиях. Например, если наша бабушка платит за квартиру 500 рублей, то там коммунальные услуги обходятся в 1800 гривен. А ведь пенсии там небольшие, и с выплатой зарплат возникают проблемы. Кроме того, на Украине очень страдают ветераны войны. Например, 94-летнего ветерана хотят посадить за то, что он в 1952 году ликвидировал пособника Бандеры. И именно для поддержки жителей региона реализуется программа по воссоединению народа Донбасса. Она так и называется.
На что в ней делается основной упор?
Дарья Морозова: На то, в чем больше всего нуждаются люди. Прежде всего это бесплатная медицина, которой нет на Украине. В первую очередь - лечение онкологических заболеваний. Ведь в Донецке находится одна из лучших онкологических клиник. Кроме того, мы предлагаем бесплатное протезирование. Еще одно важное направление - родовспоможение.
То есть в ДНР едут рожать женщины с той стороны линии разграничения?
Дарья Морозова: И уже есть первые дети, которые появились у нас. Мы даже чувствуем себя их вторыми мамами-папами. А знаете, как нам благодарны люди? Когда приехала первая роженица, ее положили в отдельную палату с постоянным уходом, и все это было совершенно бесплатно. Женщина не поверила, что такое вообще возможно. Сказала, что на той стороне ей пришлось бы отдать минимум 4-5 тысяч гривен, а сейчас она эти деньги может потратить на своего ребенка. Потом, вернувшись домой, рассказала, как к ней отнеслись в Донецке, и к нам приехала следующая роженица, за ней - еще одна... Так же происходит и с ветеранами войны, которым мы помогаем.
А в чем заключается помощь ветеранам?
Дарья Морозова: Они могут получить у нас социальные выплаты 10 000 рублей или 5 000 гривен. Причем пункты, в которых выплачивается материальная помощь, находятся практически на линии разграничения. Можно перейти ее, получить деньги и сразу вернуться домой, не выезжая в Донецк. Также в программе действуют образовательное и культурное направление.
Насколько я знаю, еще одно направление гуманитарной программы - экологическая безопасность.
Дарья Морозова: Да, это тоже очень актуально в связи с участившимися обстрелами химических и металлургических предприятий, а также донецкой фильтровальной станции, где находятся запасы с хлором. Проблемой стало и затопление шахт из-за того, что за линией разграничения из выработок не откачивают воду. Мы создали комиссию с участием специалистов МЧС, технологов, химиков и экологов, которая выявляет возможные риски и выносит эту информацию на минские переговоры.
Как украинская сторона реагирует на ваши инициативы?
Дарья Морозова: Очень болезненно. Когда мы озвучили программу по воссоединению народа Донбасса на минских переговорах, это вызвало нервную реакцию. Ведь помощь, которую предоставляем мы, Украина своим гражданам предоставить не может, даже если захочет.
А доступна ли эта помощь жителям ДНР?
Дарья Морозова: Конечно. Мы предлагаем жителям районов, контролируемых Украиной, то же, что получают жители ДНР.
Но не опасаются ли репрессий люди, которые приезжают сюда за этой помощью из-за линии разграничения?
Дарья Морозова: Среди украинских силовиков есть всякие люди. Но я бы хотела посмотреть в глаза мужчине, который упрекнет 90-летнего ветерана, получившего выплату ко Дню Победы, или женщину с грудным ребенком, ездившую рожать туда, где лучше. Да и приезжают к нам те, кто не боится. Тот же ветеран уже пережил на войне такое, что его вряд ли напугает какой-нибудь оголтелый националист.