Отвечая на вопросы газеты Washington Examiner, гарант американской конституции недвусмысленно намекнул: "многие люди хотели бы реформировать суд". Правда, Трамп имел в виду не все суды США, а лишь те, где ставят под сомнение законность подписанных им указов. Разобраться, в первую очередь, глава Белого дома собирается с ненавистным ему Аппеляционным судом девятого округа Сан-Франциско, где приостановили действие сначала первого, а затем и второго антииммигрантского указа Трампа. Президента особенно возмутило, что язык его указов, который понятен "даже студентам-первокурсникам", не понравился судьям.
Досталось от Трампа и другому судье - Уильяму Оррику, который заблокировал его распоряжение приостановить выделение средств городам-убежищам, не выполняющим федеральные законы. В число "очень опасных и очень плохих" городов, согласно классификации американского лидера, попали Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес. В итоге помешавший планам Трампа судья был назван человеком, поощряющим тех, кто совершает преступления. Глава аппарата Белого дома Райнс Прибас был еще более несдержан на язык: судью Оррика он назвал "спятившим", как собственно и весь Девятый окружной суд.
Впрочем, до сих пор администрация Трампа, несмотря на обещания, ничего не предприняла для обжалования принятых ранее решений в высшей инстанции - Верховном суде. Вместо занимающих немало времени юридических баталий, Белый дом нашел иной путь, чтобы реализовать указы главы государства - решил поменять кадры в наиболее проблемных для Трампа судебных инстанциях. Местные СМИ утверждают: команда Трампа уже занялась подбором судей, которые проявят лояльность к решениям исполнительной власти и президента. Стремление Трампа обзавестись "карманными" представителями Фемиды в американской администрации называют "возвращением веры в юридическую систему". Тогда как противоречащие Белому дому вердикты с легкой руки администрации названы "подарком преступным бандитским элементам и наркокартелям". Но что особенно возмущает Трампа, так это, по его мнению, возмутительное превышение полномочий единственным, никем не избранным окружным судьей.
Впрочем, президент оставил лазейку на случай, если применение административного ресурса не сработает и поменять неугодных власти судей не удастся. "Мы уверены, что в конечном счете победим в Верховном суде", - говорится в заявлении Белого дома. Но когда эта победа хотя бы гипотетически случится, авторы заявления не уточняют, видимо осознав, что неуважительное, оскорбительное для всего судейского состава поведение чиновников вряд ли забудется.
В 2016 году Госдепартамент США потратил 585 миллионов долларов на "стратегическую цель номер 4". Эти средства пошли на защиту коренных интересов США за границей путем продвижения демократии и прав человека, укрепления в иностранных государствах гражданского общества. Америка, где президент и его окружение называют суд, вынесший не устраивающий Белый дом решение, "спятившим" и угрожают поменять судей, не понимающих то, что понимают первокурсники, ежегодно выделяет сотни миллионов долларов на изучение американских демократических норм за рубежом. Но может Вашингтону следует потратить эти деньги в самих США - для защиты гражданского общества и судебной системы страны.
В новом Орлеане, штат Луизиана, США, наблюдается необычное скопление журналистов, съехавшихся со всех концов страны. Причиной стало решение городских властей снести памятники конфедератам, выступавшим в ходе Гражданской войны 1861-1865 годов за сохранение рабовладение и образовавшим Конфедеративные штаты Америки (КША) с президентом Джефферсоном Дэвисом. Война закончилась капитуляцией южан, но памятники им остались.
Однако власти Нового Орлеана пришли к выводу, что в истории города было слишком много расизма, и решили это исправить. Первым был снесен памятник белым повстанцам-конфедератам, попытавшимся взять власть в Новом Орлеане в 1874 году. Тогда ветераны войны и расисты из "Белой лиги" восстали против нового губернатора, в ходе стычки на площади Свободы они одержали победу над правительственными силами и три дня контролировали город, пока к нему не подошел северянин генерал Грант с войсками. Позднее на месте событий была установлена белая стела с длинной надписью, где говорилось, что "национальные выборы 1876 года признали превосходство белого человека на Юге...". Правда, еще в 1989 году эти слова прикрыли гранитной заплаткой, написав политкорректно про обелиск, "установленный в честь обеих сторон в Гражданской войне".
Стелу пришлось демонтировать под покровом ночи, рабочие были в масках, а грузовики, на которых вывозили разобранный монумент, - без номеров. Вокруг стояло оцепление из подразделений полиции в полной экипировке. На такие меры предосторожности пришлось пойти из-за многочисленных угроз, поступивших в адрес компании-демонтажера, а также городских властей. На очереди - памятники главнокомандующему армией конфедератов генералу Роберту Ли, президенту КША Дэвису и генералу южан Пьеру де Борегару. Все три планируется убрать до конца года. Какая судьба ждет снесенные монументы, пока неизвестно. Возможно, их передадут в музей. Многие жители города считают подобные действия "попыткой забыть или пересмотреть собственную историю". Что интересно, такие мысли в СМИ высказывают не только белые, но и темнокожие жители Нового Орлеана. Между тем в США насчитывается порядка 1500 стел и скульптур, относящихся к конфедератам. Новый Орлеан, судя по всему, стал первым городом, где власти решили убрать их, чтобы, как выразился мэр Ландрье, показать американцам, что "наш город празднует разнообразие (в смысле проживания населения разных рас. - "РГ") и толерантность". Не исключено, что и другие городские советы вдохновятся новоорлеанским примером и попробуют сделать у себя то же самое.
Подготовил Константин Волков