И в регистратуре теперь не надо стоять в очереди, потому что всю занудную работу по оформлению документов, записи к специалистам тоже берет на себя компьютер. Короче, мы становимся свидетелями телемедицины. Это безоговорочное благо? Или?.. Об этом разговор с заведующим кафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского государственного университета имени Сеченова, председателем комитета "Интернет+Медицина" Института развития Интернета доктором технических наук Георгием Лебедевым.
Георгий Станиславович, судя по тому, что вы возглавили впервые созданную в нашей стране кафедру информационных технологий, ваш ответ будет однозначным: благо?
Георгий Лебедев: Конечно, благо. Такого вспомогательного, мощного, говоря медицинским языком, ассистента в службе здоровья никогда не было. Но я сказал "ассистента". Ассистент очень важен, но не он делает главную работу. Ее делает врач. Поэтому современная система здравоохранения должна четко определить место и обязанности ассистента. Каким бы ни был умным Интернет, ему не понять, что значит "не навреди". А это главный постулат врача. Интернет все-таки машина, а не человек.
Хорошо сказали. В вашей семье много медиков. Но вы поступили в Военно-космическую академию. Возобладал авторитет отца и деда, которые были военными и хотели, чтобы военная династия продолжалась?
Георгий Лебедев: Да. После ее окончания занимался разработкой математических моделей в военном деле. Но медицина не отпускала. Началось паломничество информационных технологий во врачевания...
Так оказались в Первом медицинском университете, стали одним из создателей, а теперь уже и руководителем первой в России кафедры интернет-технологий, созданной в прошлом году.
Георгий Лебедев: Мне удалось собрать группу, можно сказать, энтузиастов, которые вовремя почувствовали и умом, и сердцем важность использования новых технологий в медицине. Мы разработали программу. Среди разработчиков был Герман Сергеевич Клименко, тот самый, который председатель совета Института развития Интернета, советник президента РФ. Так иногда бывает: мы были одержимы этими технологиями, их внедрением в медицинскую практику. Были очередные посиделки с единомышленниками, которых становилось все больше. Среди них оказался ректор Сеченовского университета Петр Витальевич Глыбочко. И посиделки эти закончились тем, что решено было открыть специальную кафедру и приступить к обучению студентов. Что мы и сделали.
Быть первыми всегда трудно. Вам трудно? Противостояния тому, что вы делаете, нет? Или уже всем понятно, что без информационных знаний в медицине никуда?
Георгий Лебедев: Понимают. Но перекосы есть. Эти технологии настолько притягательны, что нередко именно им начинают отдавать предпочтение. И зачем заниматься анатомией? Зачем вдаваться в тонкости того же иммунитета? Есть же Интернет! Есть роботы, симуляторы, системы искусственного интеллекта, в конце концов. Но вот что любопытно. Первые свои лекции мы читали студентам четвертого курса. Все, о чем мы говорили, их мало интересовало. Им казалось, что они почти врачи, и достижения Интернета их интересовали постольку поскольку. Совсем иное восприятие мы ощутили, когда стали читать свои лекции студентам выпускного курса, которые на самом деле почти врачи. Они уже понимали: современное врачевание без новейших технологий немыслимо. Для нас это было своеобразным уроком: мы поняли, что преподавать четверокурсникам нужно в другом ключе. Практика показала: изменение тематики изменило их отношение к нашему предмету.
Этот предмет у студентов популярен? Или к нему относятся, примерно как в былые времена к изучению марксизма-ленинизма?
Георгий Лебедев: О марксизме-ленинизме они ведать не ведают. А новые технологии их интересуют, и весьма. Правда, иногда потому, что они, к сожалению, после получения диплома врача не собираются посвящать себя медицине. Такое есть. А без знания информационных технологий теперь нигде нельзя работать.
Но вернемся к тому, с чего начали беседу. Телемедицина улучшит качество медицинской помощи? Сделает ее более доступной? Робот заменит хирурга в операционной?
Георгий Лебедев: Качество будет выше. При одном условии: медицинский работник будет владеть телемедициной в совершенстве, будет точно знать точки ее приложения. Он избавит, повторюсь, от рутинной работы. Но и пациент должен владеть этими технологиями. Меняется качество жизни для нас всех. Это произойдет не сразу и не вдруг. По той простой причине, что эти технологии, пользование Интернетом пока за семью печатями для миллионов. И надо говорить не только об информационной грамотности врачей. В СССР была программа ликвидации неграмотности. И сейчас надо говорить о ликвидации информационной неграмотности. Решение проблемы не под силу одной кафедре. А робот в операционной иногда уместен. Именно иногда. Но в любом случае оперирует не робот, а хирург им управляющий. И диагноз на расстоянии ставит врач, используя информационных ассистентов. Используя тактично: ведь привередлив не только пациент, но и сама медицина.
Георгий Станиславович Лебедев. Родился в 1964 году во Львове. Закончил в 1987 году Военно-космическую академию имени Можайского. С 1993 года занимается информационными технологиями в здравоохранении. Автор 160 научных работ. Создатель и заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского медицинского государственного университета имени Сеченова. Жена Елена Николаевна - врач-стоматолог.