Под нажимом общественности в 2008 году коллегия издала постановление, которое вроде бы вернуло статус памятникам, но далеко не всем - 13 из 130 ранее. Страсти поутихли. И только сейчас стало известно, что по факту чиновники свою ошибку так и не исправили. Заметили это экологи. Проверку по их обращению провела природоохранная прокуратура. Оказалось, что слуги народа так и ограничились постановлением. Оно предусматривало включение в госреестр таких памятников природы, как исток реки Оки, "дикое поле" близ райцентра Красная Заря, участок дубравы в Ливенском районе, сохранившееся со времен ледникового периода озеро Индовище, луговая степь у реки Озерны, "местообитание сурка-байбака" и другое. И это был всего лишь первый шаг - руководство к действию. Однако никто пальцем о палец не ударил, чтобы его выполнить. Выяснилось, что инвентаризация памятников природы так и не была проведена, границы указанных территорий не определены, экологическая паспортизация объектов не обеспечена.
- Полномочия по управлению и контролю в сфере использования особо охраняемых природных территорий возложены на Орелоблэконадзор, - поясняет межрайонный природоохранный прокурор Ирина Булгакова. - Но на протяжении длительного времени при отсутствии объективных причин данные полномочия надлежащим образом не исполняются.
Прокуратуре пришлось идти в суд, так как областные власти и сейчас отказались добровольно исправлять ошибку. В процессе всплыли небезынтересные детали. Было установлено, что памятниками уникальные природные уголки все эти годы значились формально. Хотя они должны были находиться под охраной государства.
В правительстве региона от комментариев воздержались и положились на мнение суда. Действующих чиновников можно понять - "ошибку" совершили задолго до того, как они начали работать в администрации региона. Хотя довольно странно то, что много лет эту "ошибку" никто не замечал. За это время на краю балки Непрец (природный резерват редких и реликтовых растений) построили мусоросортировочный завод. Вряд ли его снесут. Объект возвели в тот период, когда балка была лишена охранного статуса. Формально - все по закону.
Памятники природы власти обязаны содержать за счет областной казны. Возможно, желание сэкономить и сыграло свою роль. Ведь уточнение границ памятников, оформление паспортов и охранных обязательств - все это требовало финансовых затрат. Однако на памятники просто махнули рукой. А это означает, что с 2008 года заповедные уголки не охраняются. Постановление коллегии - всего лишь местный нормативный акт. К тому же этот орган власти, который орловцы за обилие подобных "ошибок" называли органом коллективной безответственности, расформировали в 2009 году. Но и правительство, правопреемник коллегии, ничего впоследствии не предприняло.
По закону на особо охраняемой природной территории даже лопату нельзя воткнуть без разрешения властей. Но в Орловской области в течение девяти лет там можно было делать что угодно. В худшем случае штраф выписали бы, к примеру, за нарушение норм Лесного кодекса. Но не за вандализм. Строить коммерческие объекты и дома без согласования там запрещено. Но если нет паспорта и охранного обязательства, то можно.
Отсутствие узаконенного статуса к тому же позволяет не выделять бюджетное финансирование на содержание памятников. Деньги необходимы для проведения тех же экологических мероприятий. Иначе балки, дубравы и озера утратят первозданный облик, а то и вовсе исчезнут. Неудивительно, что суд признал многолетнее бездействие областной администрации незаконным.
Управлению экологической безопасности предписали провести инвентаризацию. Чиновники должны в течение полугода утвердить границы и охранные обязательства, составить паспорта и выделить бюджетные средства. Кроме того, решается вопрос об ответственности виновных вплоть до уголовной - за халатность.
Еще более громкий скандал разгорается в небольшом райцентре Болхове, расположенном в 60 километрах от Орла. Глава города Борис Скворцов обратился к прокурору региона Ивану Полуэктову. В конце прошлого года одно из местных ООО потребовало с администрации около 120 тысяч рублей за косметический ремонт памятников. Муниципальный контракт был заключен предшественником Скворцова в марте 2016 года.
Фирма-подрядчик должна была отремонтировать к 9 Мая въездной знак, танк на постаменте, а также пять братских могил советских воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Судя по актам приемки работ, подписанным чиновниками мэрии, ремонт был выполнен в полном объеме. Претензий и нареканий к качеству не возникло. Однако тогда денег в бюджете на оплату работ не нашлось.
Осенью в муниципалитете сменилось руководство. Новый мэр создал комиссию, которая проверила качество ремонта. Она пришла к выводу, что работы, предусмотренные техническим заданием, не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. Например, лицевую сторону памятника братской могилы на улице Маяковского окрасили поверх старой краски, а стены не оштукатурили.
Танк, как выяснилось, покрасило в 2015 году муниципальное предприятие, а не в 2016-м подрядчик. По мнению проверяющих, "проведение ремонтных работ визуально незаметно" на въездном знаке в город и на братских могилах на улице Ямской и на Архангельском и Всесвятском кладбищах. Все это комиссия отразила в актах обследования. Новый мэр отказался платить за такой ремонт.
Более того, Борис Скворцов подал заявление в полицию и потребовал возбудить дело по статье "Мошенничество". Процессуальную проверку провел райотдел по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции. В возбуждении уголовного дела было отказано "в связи с отсутствием событий преступления". После этого мэр и обратился за помощью в надзорное ведомство. Постановление полиции было отменено как незаконное. Материалы направлены на повторную проверку.
- В адрес начальника райотдела полиции города Болхова внесено представление "в связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального законодательства". Служебная проверка пройдет и в мэрии. Предстоит выяснить, кто и почему год назад подписал подозрительные акты приемки работ, - сообщила старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина.
Кроме того, по всему региону проверят, как тратились в предыдущие годы выделенные на благоустройство братских могил бюджетные средства. Ежегодно в преддверии Дня Победы правительство области направляет муниципалитетам пять-семь миллионов рублей. Часть средств местные власти добавляют из своей казны. Бывает, что подрядчик, напротив, выполняет "лишнюю" работу, желая больше заработать.
Так, одна из фирм в суде потребовала дополнительную плату с администрации Ленинского сельского поселения Малоархангельского района. Она провела реконструкцию братской могилы в деревне Елизаветино. Сверх контракта "наремонтировала" почти на сто тысяч рублей. Суд отказал в иске. По его мнению, достижение результата, ради которого власти заключили контракт, было возможным без дополнительных работ. Следовательно, "лишние" расходы ложатся на самого подрядчика, а не на казну.
Воронежские депутаты внесли на рассмотрение Госдумы поправки в закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В частности, законопроектом предусматривается передача субъектам полномочий по внесению изменений в региональные реестры объектов культурного наследия. Вместе с тем предлагается установить запрет на возведение объектов капитального строительства на месте утраченных объектов культурного наследия.