- Нет, работа над кандидатской и докторской диссертациями не была для меня тяжела и слишком затратна. Я просто систематизировал и проанализировал свой труд за несколько лет,- говорит Александр Викторович.
Такое признание от доктора медицинских наук слышу впервые. Обычно ученые рассказывают о жутко напряженных годах жизни, потраченных на работу над диссертациями.
В начале 2000-х молодой врач-инфекционист из города Холмска познакомился с директором Хабаровского НИИ эпидемиологии и микробиологии Владиславом Владимировичем Богачем. В беседе рассказал ему о своем клиническом опыте лечения и диагностики коварного вируса гепатита С и вдруг услышал: "Это же уникальный материал! Обработай его и пиши диссертацию".
- Официально регистрировать диагноз "вирусный гепатит С" в России стали в 1994 году. На Сахалине тогда никто серьезно не занимался этой болезнью, а пациентов было уже много. Вот так получилось, что я стал на острове первым, кто занялся этой медицинской проблемой, - говорит доктор Баранов.
Он брал пробы крови у своих больных, обкладывал пробирки льдом, упаковывал в сумку и летел в Хабаровск. Только там делали нужные исследования.
Александр Викторович заново изучил сотни историй болезни. Результат - кандидатская, а затем и докторская диссертации. Защиты прошли без особого труда.
- Понимаете, я занимаюсь любимым делом, очень интересной работой. Поэтому все и получилось в общем-то естественным образом, - убежден доктор наук из районной больницы.
Кстати, должность заведующего инфекционным отделением его вполне устраивает.
Александр Баранов вырос в интеллигентной семье в амурском городе Белогорске.
- Родители могли до четырех утра читать интересную книгу, а потом бежать на работу как ни в чем не бывало, - вспоминает врач.
Мальчик увлекался журналистикой, его заметки о школьной жизни печатали даже в "Пионерской правде". Он мечтал поступить на журфак. Послал в вуз свои первые публикации, но получил лаконичный ответ, что сначала нужно отслужить в армии.
В десятом классе Саша захотел стать врачом и после окончания школы поступил в Благовещенский медицинский институт. Учеба отнимала много времени и сил.
В 1994 году молодой доктор Баранов решил перебраться на Сахалин, где жили его друзья. Свой путь в островной медицине он начинал, работая сразу в трех местах: в поликлинике и в больничном стационаре, а ночами дежурил на "скорой".
- Спал по два-три часа в сутки. Но был молод и каким-то чудом все выдерживал, - улыбается доктор Баранов.
Заработную плату вовремя не платили, поэтому он выживал как мог. У молодого врача не было денег, чтобы слетать к родителям.
Однажды в очередной отпуск врач Баранов пошел в море - устроился матросом на рыболовный сейнер. Эти четыре с половиной месяца он называет "лучшей школой общения с людьми".
Капитан сейнера знал, что Баранов - врач, поэтому лечение членов команды стало одной из обязанностей матроса. Доктор вспоминает, что зашивал раны моряков обыкновенной швейной иглой, которую сам загибал на огне спиртовки.
Охотское море, Шантарские острова, бордовые закаты и совершенно розовые чайки, парящие на фоне заходящего солнца. В архиве Баранова хранятся часы видеосъемок того, морского, периода жизни.
- Бывало, сивуч три дня идет за нами. Ты его рыбой подкармливаешь, и он становится твоим другом, - вспоминает Александр Викторович.
Анамнез морской жизни потом пригодился доктору Баранову не раз в его медицинской практике.
- Установить контакт с больным. Важней этого ничего нет. Если не будет доверия, эмпатии, то путь к выздоровлению станет долгим, - убежден он.
Уже много лет Александр Викторович заведует инфекционным отделением Холмской ЦРБ. Также он прошел учебу по гастроэнтерологии и УЗИ-диагностике.
- Это очень близкие специальности, овладев ими, я стал более самостоятелен в работе, - говорит врач.
На вопрос: "А что чувствует врач, когда у больного начинается положительная динамика и он выздоравливает?" доктор медицинских наук отвечает мгновенно:
- Счастье! Самое настоящее счастье…
Он не верит в "синдром выгорания". За жизнь и здоровье своих пациентов сражается "до последнего патрона". Не соглашается с понятием "безнадежный случай". Убежден, что в медицине есть место чуду, когда старания врача и желание пациента выжить дают фантастические результаты. И болезнь отступает.
- За своего родного человека мы все будем бороться до последнего. И никогда не скажем ему, что шансов нет и он обречен. Вот так я и за своих пациентов привык сражаться, - говорит доктор.
Кроме медицины у него есть еще одна страсть - путешествия. Каждый отпуск он делит на три равных части. Одну из них проводит в родительском доме, другую тратит на встречу с новым, а третью оставляет на то, чтобы вернуться туда, где уже было хорошо.
- Храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже. Там такая мощь, такая энергетика, что одного визита мало,- говорит Александр Викторович.
…А после любых экзотических далей он неизменно возвращается на ставший уже родным Сахалин. Только здесь полутораметровые снега, и море, которое для него - самое синее в мире. А главное, здесь люди, которым он привык помогать.
Алексей Пак, министр здравоохранения Сахалинской области:
- Александр Баранов - мой однокурсник по медицинскому институту. Более целеустремленного, упертого в хорошем смысле этого слова человека я не встречал. Он профессионал высочайшей пробы, который пользуется большим уважением у пациентов.