- Владимир Александрович, вы получили награду за роль второго плана в новой номинации конкурса "опера/мюзикл", а как часто происходят такие нововведения в сложившемся уже конкурсе?
Владимир Гальченко: "Маске" уже 23 года, но, как и сам театр, она постоянно развивается. Я думаю, что новое возникает тогда, когда экспертный совет, отсматривая спектакли по всей стране - в этом сезоне их было рекордное число - более 900, видит, что есть определенное число работ, которые не укладываются в существующие номинации. Сама конкурсная процедура длится ведь не несколько апрельских дней, а практически круглый год. Театры делают заявки и отправляют в Москву паспорта на свои спектакли. Затем экспертные советы - их два, по драматическому и музыкальному театру - смотрят работы. И в этот раз эксперты решили выставить наш спектакль "История лошади", поставленный по рассказу Льва Николаевича Толстого "Холстомер", сразу в пяти номинациях: лучший спектакль, режиссер, художник, мужская роль и роль второго плана.
5 апреля мы сыграли перед жюри свой спектакль в театре имени Пушкина на Тверском бульваре. Чтобы понять уровень оценки, скажу только, что музыкальное жюри в этом году возглавлял замечательный скрипач, главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга, народный артист РФ Сергей Стадлер. Все вроде бы прошло хорошо, но интрига сохранялась до последнего, и сообщения некоторых СМИ про утечки информации из Администрации президента были не более чем желанием родить сенсацию.
- Премьера этого спектакля прошла в Самарской драме в конце апреля прошлого года. И все же, учитывая постоянные аншлаги, далеко не все местные театралы смогли его увидеть. Расскажите, что в новом режиссерском прочтении так подкупило жюри, ведь этот литературный материал ставил еще Георгий Товстоногов?
Владимир Гальченко: "Холстомер" - один из ярчайших и очень емких образцов короткой прозы Толстого: много аллегорий, смысловых пластов, метафор, которые каждое время прочитывает по-своему. Если кратко, то это история лошади и история человека на протяжении всей их жизни. В отличие от более ранних постановок, автор нашей инсценировки и ее режиссер Сергей Грицай задал параллельное развитие образов мерина и ее хозяина князя Серпуховского. Один рассказывает свою жизнь в первом отделении, другой - во втором.
- То есть ваша роль второго плана - чистая условность, вы играете жизнь с Владимиром Морякиным, сыгравшим Холстомера, на равных?
Владимир Гальченко: Да, и эта история решена не только в словах, но и в музыкальных номерах, хореографии. Даже нет, там больше не танцев, а пластики. Для меня это была очень интересная и одновременно сложная работа, ведь приходилось много заниматься с педагогом по вокалу. Имея за плечами большой опыт в театре, я боялся не драматических сцен, а именно пластики и пения. Особенно это почувствовал, когда уже играли на "Маске".
- А когда 19 апреля на церемонии награждения в театре Немировича-Данченко вы услышали свое имя, что ощутили?
Владимир Гальченко: Абсолютный шок, потому что надо понимать, какой зал там собрался - не было просто зрителей, только коллеги: Игорь Костолевский, Женя Симонова, Данила Козловский, Лев Додин, Андрей Могучий - цвет русского театра. И на таком фоне слышать свою фамилию - конечно же, шок и огромная радость. Особенно приятно было видеть искренность: независимо от прежних заслуг все лауреаты получали свои "Маски" со слезами на глазах.
- Обладатели "Оскара", получая свой трофей, обычно благодарят со сцены родителей, супругов, страну. А что сказали вы?
Владимир Гальченко: Это были очень простые слова. Я благодарил режиссера спектакля Сергея Грицая и своего напарника Володю Морякина, которого я любя называю "пони", потому что ему всего 25 лет. Он оказался самым юным из всех номинантов, он тоже был номинирован на "Маску" за лучшую мужскую роль, однако в конкурентах оказались сплошь народные артисты. Но, думаю, что у этого талантливого актера все впереди.
- Разница в возрасте не мешала творческому тандему?
Владимир Гальченко: Нет, ведь у Толстого обе судьбы начинаются с юности, с первой любви, а потом уже и лошадь, и князь живут воспоминаниями. Сыграть персонажа в разных возрастах и пережить то, как он этой жизнью распорядился, - это такое лакомство. Я - молод и влюблен. Где у меня балерина, где скачки? Я как разумный человек, конечно, понимаю, что выгляжу на свои годы, мне давно не 25 лет, но эта неловкость проходит, как только выходишь на сцену. Зрителя это не смущает, он верит и в молодость мою, и в старость. И представляете, все эти перевоплощения у нас проходят без грима.
- Вы играете классику, которая всегда держалась на единстве литературного материала, таланте режиссера и актеров. Но сегодня все чаще можно слышать, что театру не нужен драматург, он играет не пьесу, а саму жизнь. Взять тот же вербатим - документальная постановка, действие которой разыгрывается прямо на публике. Как вы к таким экспериментам относитесь?
Владимир Гальченко: Театр - это всегда про "здесь и сейчас", ведь это не застывшая кинопленка и даже не книга. Поэтому ему нужны новые формы, из которых со временем что-то родится и на века. Мы сегодня ставим и смотрим Льва Толстого не глазами человека рубежа XIX-XX веков, а своими, с сегодняшним настроением играют актеры и воспринимают зрители. И если литературный материал хороший, а в данном случае так и есть, то он позволяет извлечь из него новые актуальные смыслы. Вообще же российский театр - это ноу-хау в мировой культуре. Ни в одной стране нет столько государственных театров: два-три, остальные - частные антрепризы. В России же, несмотря на экономические сложности, все театры поддерживаются государством.
- Как обстоят дела с реконструкцией областного театра драмы имени Горького, ведь это старинное здание не просто храм искусства, но и символ Самары?
Владимир Гальченко: Ее начало много раз анонсировалось и столько же откладывалось. Проблема упирается не только в то, что сразу на все средств в бюджете не хватает. Этот терем в псевдорусском стиле, построенный по проекту архитектора Чичагова, является памятником архитектуры федерального значения. И его реконструкция, а по сути создание в исторических стенах нового театра, сопряжена с массой обременений. В этом году должна быть разработана концепция реконструкции и определены источники финансирования, а в 2018-м начнутся проектные работы.
- Вы уже много лет возглавляете Самарское отделение Союза театральных деятелей РФ, поэтому вполне логично будет перейти от творчества к театральному строительству: народ жаждет искусства, а мест в залах не хватает.
Владимир Гальченко: Ситуация в последние годы меняется к лучшему, и это не потому, что я хочу похвалить власть. Смотрите сами: впервые за всю историю "Золотой маски" ее номинантами стали сразу три театра: Самарский театр оперы и балета со спектаклем "Леди Макбет Мценского уезда", небольшой и очень талантливый театр-студия "Грань" из Новокуйбышевска и наш Самарский академический театр драмы имени Горького. Два коллектива получили "маску".
В губернии идет большое театральное строительство в прямом смысле слова. В прошлом году после реконструкции открылся драматический театр в Сызрани. В сентябре будет запущена вторая очередь СамАРТа: откроется его классическая сцена, для которой уже готов новый спектакль "Горе от ума".
Сколько лет мы просили власть решить вопрос с кукольным театром? В старом сарае, не побоюсь этого слова, дети не должны находиться. И вот в декабре уже ждем открытия после реконструкции старинного здания ресторана "Аквариум". В свое время там уже работал ТЮЗ, а после ремонта будут созданы все условия не только для малышей, пришедших на кукольный спектакль, но и специальная зона для родителей. Идет реконструкция учебного театра академии культуры на улице Куйбышева. Но самая приятная новость, и вы узнаете об этом первыми, что администрация Самары услышала мои воззвания о необходимости создать в городе молодежный театр. Он разместится в бывшем кинотеатре "Россия", а пока там идет реконструкция, будет жить в стенах "Самарской площади" и "Камерной сцены". Основу труппы составит курс Ирины Сидоренко в академии культуры. Ребята выпускаются на будущий год, и их лучшие дипломные спектакли и войдут в репертуар нового театра. Это тот же принцип, по которому под курс Львовой и Любимова открывали театр на Таганке, Мастерская Фоменко - под его курс.
Пока же, если сравнивать Самару с равным ей по размерам Екатеринбургом, мы сильно проигрываем: у нас на всю область 14 театров, а у них только в самом Екатеринбурге - 24. И наш дефицит билетов, надо честно признать, определяется не только любовью публики к сценическому искусству, но и острейшим дефицитом театров. Поэтому такая культурная стройка в губернии не может не радовать.
Что касается театра "Грань", куда билеты проданы на много месяцев вперед (зал небольшой), есть надежда, что в скором времени он увеличит свою площадь. Это произойдет благодаря пристрою, который появится у здания ДК, в котором сегодня работает труппа, или строительству отдельного театра.
Справка "РГ"
Вторую "Золотую маску" в копилку Самарской области принесла Елена Соловьева, художник по костюмам новокуйбышевского театра-студии "Грань", за спектакль "Корабль Дураков".